Учебные материалы по математике | Рабочая тетрадь по статистике 2015 | Matematiku5
Вузы по математике Готовые работы по математике Как писать работы по математике Примеры решения задач по математике Решить задачу по математике online

Рабочая тетрадь по статистике 2015


Предмет, метод, задачи и организация статистики

Задание 1. Из представленной совокупности признаков, определите, какие признаки являются альтернативными (А), дискретными (Д) и непрерывными (Н):

·  Пол человека;

·  Количество студентов в группе;

·  Оснащенность дома лифтом;

·  Сумма заработной платы;

·  Возраст человека;

·  Количество этажей в здании.

Задание 2. Из представленной совокупности признаков, определите, какие признаки являются количественными (Кл), а какие качественными (Кч):

·  Профессия человека;

·  Сумма стипендии студента;

·  Цвет автомобиля;

·  Пол человека;

·  Численность работников предприятия;

·  Стаж работы работника;

·  Национальность человека.

Задание 3. Имеется несколько видов статистических совокупностей (таблица 1).

Таблица 1 – Статистическая совокупность и ее характеристики

Статистическая

совокупность

Студенты Курганской ГСХА имени Т. С. Мальцева

Автосалоны г. Кургана

Магазины детских игрушек

г. Кургана

Единица

совокупности

Признаки

совокупности

По каждой статистической совокупности определите ее единицу и пять признаков, отражающих качественную особенность единицы совокупности.

Задание 4. Имеется несколько разновидностей статистического наблюдения:

·  Регистрация браков и разводов;

·  Перепись населения;

·  Постановка автомобилей на учет в ГИБДД;

·  Составление годовой отчетности коммерческих организаций;

·  Регистрация рождения ребенка;

·  Обследование населения по вопросу удовлетворенности своей профессией;

Определите, какое наблюдение является непрерывным (Н), периодическим (П) и единовременным (Е).

статистическое наблюдение, СВОДКА И ГРУППИРОВКА

ДАННЫХ

Задание 5. По исходным данным приложения 1 постройте две группировки (ряда распределения) студентов по следующим признакам:

·  по количеству баллов полученных на экзамене по статистике;

·  по категории успеваемости, выделив две группы: сдавшие и не сдавшие экзамен.

Охарактеризуйте каждый ряд распределения, выделив отличительные черты. К какой группе относятся построенные группировки (типологическая, структурная, аналитическая)?

Решение:

1)  В основе группировки положено количество баллов полученных на экзамене по статистике (таблица 2).

Таблица 2 — Группировка студентов по количеству полученных баллов

на экзамене по статистике

Группы студентов по значению экзаменационной оценки, балл

Количество студентов, чел.

Итого

Вывод:

2)  В основе группировки положены категории успеваемости студентов: сдавшие и не сдавшие экзамен (таблица 3).

Таблица 3 – Группировка студентов по категории успеваемости

Группы студентов по категории успеваемости

Количество студентов, чел.

Сдавшие экзамен

Не сдавшие экзамен

Итого

Вывод:

Задание 6. Имеется следующая совокупность семей (таблица 4).

Таблица 4 – Совокупность семей, имеющих детей

Семья

Количество детей, чел.

Семья

Количество детей, чел.

1

1

7

1

2

3

8

2

3

5

9

3

4

2

10

4

5

2

11

5

6

4

12

5

Постройте две группировки (ряда распределения) семей по следующим признакам:

·  по количеству детей в семье;

·  по уровню многодетности, выделив две группы: многодетные и не многодетные семьи.

Охарактеризуйте каждый ряд распределения, выделив отличительные черты. К какой группе относятся построенные группировки (типологическая, структурная, аналитическая)?

Решение:

1)  В основе группировки положено количество детей в семье (таблица 5).

Таблица 5 — Группировка семей по числу детей

Группы семей по числу детей, чел.

Количество семей, ед.

Итого

Вывод:

2)  В основе группировки положены уровни многодетности семей: многодетные и не многодетные семьи (таблица 6).

Таблица 6 – Группировка семей по уровню многодетности

Группы семей по уровню многодетности

Количество семей, ед.

Многодетные семьи

Не многодетные семьи

Итого

Вывод:

Задание 7. По исходным данным приложения 2 постройте группировку (ряд распределения) сельскохозяйственных организаций Курганской области по уровню среднегодовой выработки. Изобразите ряд распределения графически в виде столбиковой диаграммы. Сделайте выводы.

Решение:

1)  Определяется количество групп:

, где N = .

2)  Определяется шаг (величина) интервала:

3)  Строится ряд распределения сельскохозяйственных организаций по уровню среднегодовой выработки (таблица 7).

Таблица 7 — Группировка сельскохозяйственных организаций по уровню

среднегодовой выработки

Группы организаций по уровню среднегодовой выработки, тыс. р.

Количество организаций, ед..

Количество организаций, ед.

 

Среднегодовая

выработка, тыс. р.

 

Рисунок 1 – Столбиковая диаграмма распределения сельскохозяйственных

организаций по уровню среднегодовой выработки

Вывод:

Задание 8. По исходным данным приложения 2 постройте группировку (ряд распределения) сельскохозяйственных организаций Курганской области по размеру среднегодовой заработной платы. Изобразите ряд распределения графически в виде столбиковой диаграммы. Сделайте выводы.

Решение:

1)  Определяется количество групп:

, где N = .

2)  Определяется шаг (величина) интервала:

3)  Строится ряд распределения сельскохозяйственных организаций по размеру среднегодовой заработной платы (таблица 8).

Таблица 8 — Группировка сельскохозяйственных организаций по размеру среднегодовой заработной платы работников

Группы организаций по размеру среднегодовой заработной платы работников, тыс. р.

Количество организаций, ед..

Количество организаций, ед.

 

Размер среднегодовой заработной платы, тыс. р.

 

Рисунок 2 – Столбиковая диаграмма распределения сельскохозяйственных

организаций по размеру среднегодовой заработной платы работников

Вывод:

Задание 9. По исходным данным приложения 2 постройте аналитическую группировку взаимосвязи среднегодовой заработной платы работников и производительности труда (среднегодовой выработки 1 работника). Сделайте выводы.

Решение:

1)  Выбирается группировочный (независимый) признак:

2)  Определяется количество групп:

, где N = .

3)  Определяется шаг (величина) интервала по группировочному признаку:

4)  Строится аналитическая группировка взаимосвязи признаков (таблица 9).

Таблица 9 – Аналитическая группировка взаимосвязи среднегодовой

заработной платы работников и производительности труда

Группы организаций по производительности труда, тыс. р.

№ предприятия

Производительность

труда, тыс. р.

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Вывод:

Задание 10. По исходным данным приложения 2 постройте аналитическую группировку взаимосвязи фондовооруженности (стоимости основных фондов на 1 работника) и производительности труда. Сделайте выводы.

Решение:

1)  Выбирается группировочный (независимый) признак:

2)  Определяется количество групп:

, где N = .

3)  Определяется шаг (величина) интервала по группировочному признаку:

4)  Строится аналитическая группировка взаимосвязи признаков (таблица 10).

Таблица 10 – Аналитическая группировка взаимосвязи фондовооруженности и производительности труда

Группы организаций по фондовооруженности, тыс. р.

№ предприятия

Фондовооруженность, тыс. р.

Производительность труда, тыс. р.

Вывод:

ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

Задание 11. Имеются следующие данные по предприятию N.

Таблица 11 – Показатели производственной программы, ед.

Вид продукции

2012 г.

2013 г.

по плану

фактически

Диваны

4500

4700

3900

Столы компьютерные

1100

1000

1350

Определите относительные величины плана, выполнения плана и динамики. Сделайте выводы.

Решение:

1)  Диваны

·  Относительная величина плана (ОВП):

=

·  Относительная величина выполнения плана (ОВВП):

=

·  Относительная величина динамики (ОВД):

=

Проверка:

2)  Компьютерные столы

·  Относительная величина плана (ОВП):

=

·  Относительная величина выполнения плана (ОВВП):

=

·  Относительная величина динамики (ОВД):

=

Проверка:

Вывод:

Задание 12. Имеются следующие данные по цехам завода N:

Цех № 1: Объем производства продукции в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 15 %, но при этом план по выпуску продукции не выполнен на 7 %. Определите относительную величину плана. Сделайте выводы.

Цех № 2: В 2013 г. планировалось увеличить объем производства продукции на 8%, но фактически план перевыполнен на 15 %. Определите относительную величину динамики. Сделайте выводы.

Цех № 3: В 2013 г. по сравнению с 2012 г. объем производства продукции уменьшился на 10 %, при этом в 2013 г. планировалось увеличить объем выпуска на 17 %. Определите относительную величину выполнения плана. Сделайте выводы.

Решение:

·  Цех № 1:

Относительная величина плана:

=

·  Цех № 2:

Относительная величина динамики:

·  Цех № 3:

Относительная величина выполнения плана:

=

Вывод:

Задание 13. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 12 – Состав населения по возрастным группам, 2012 г.

Возрастные группы

Российская Федерация

Япония

тыс. чел.

уд. вес, %

тыс. чел.

уд. вес, %

До 16 лет

22817

16744

От 16 до 60 лет

93288

70862

Свыше 60 лет

27242

40211

Всего

143347

100,0

127817

100,0

Определите относительные величины структуры. Изобразите структуру населения стран графически в виде круговой секторной диаграммы. Сделайте выводы.

Решение:

 

Российская Федерация Япония

 

— до 16 лет; — от 16 до 60 лет; — свыше 60 лет.

Рисунок 3 – Структура населения, %

Вывод:

Задание 14. Имеются следующие данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.

Таблица 13 – Состав посевных площадей Курганской области, 2013 г.

Вид посевов

Площадь, тыс. га

Зерновые и зернобобовые культуры

1168,1

Картофель

25,3

Овощи

7,1

Технические культуры

51,6

Кормовые культуры

158,7

Итого

1411,1

Рассчитайте пять относительных величин координации (ОВК). Сделайте выводы.

Решение:

=

=

=

=

=

Вывод:

Задание 15. Имеются следующие данные Министерства внутренних дел РФ.

Таблица 14 – Динамика количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими в Курганской области, ед.

Годы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество ДТП с пострадавшими, ед.

1399

1378

1410

1388

Определите среднее число ДТП с пострадавшими за последние четыре года. Обоснуйте выбор средней величины. Сделайте выводы.

Решение:

Среднее число раскрытых дел:

Вывод:

Задание 16. Имеются следующие данные Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ.

Таблица 15 – Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в РФ, ед.

Годы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, тыс. ед.

85,2

83,5

79,1

79,9

Определите среднее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств за последние четыре года, а также показатели вариации. Сделайте выводы.

Решение:

1) Среднее количество преступлений, тыс. ед.:

2) Показатели вариации:

·  Размах вариации, тыс. ед.:

·  Среднее линейное отклонение, тыс. ед.:

·  Дисперсия, ед.:

·  Среднеквадратическое отклонение, тыс. ед.:

·  Коэффициент вариации, %:

Вывод:

Задание 17. Имеется следующие данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.

Таблица 16 – Динамика населения Курганской области

Дата

Население, тыс. чел.

1 января 2010 г.

918,6

1 января 2011 г.

908,8

1 января 2012 г.

896,3

1января 2013 г.

885,8

1 января 2014 г.

877,1

Определите среднюю численность населения за последние пять лет. Обоснуйте выбор средней величины. Сделайте выводы.

Решение:

Средняя численность населения, тыс. чел.:

Вывод:

Задание 18. Имеются следующие данные Министерства внутренних дел РФ по Курганской области.

Таблица 17 – Динамика наличия легкового автотранспорта в Курганской области, тыс. ед.

Дата

Наличие легкового автотранспорта, тыс. ед.

31 декабря 2009 г.

212,3

31 декабря 2010 г.

213,5

31 декабря 2011 г.

231,8

31 декабря 2012 г.

245,2

31 декабря 2013 г.

255,8

Определите среднее число легкового автотранспорта в Курганской области за последние пять лет, а также показатели вариации. Сделайте выводы.

Решение:

1) Среднее количество легкового автотранспорта, тыс. ед.:

2) Показатели вариации:

·  Размах вариации, тыс. ед.:

·  Среднее линейное отклонение, тыс. ед.:

·  Дисперсия, тыс. ед.:

·  Среднеквадратическое отклонение, тыс. ед.:

·  Коэффициент вариации, %:

Вывод:

Задание 19. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ по Курганской области.

Таблица 18 – Показатели деятельности турфирм Курганской области

Годы

Количество турфирм, ед.

Число турпакетов, реализованных населению одной турфирмой

2009

18

211

2010

53

149

2011

53

155

2012

46

204

2013

54

183

Определите среднее число турпакетов, реализованных населению одной турфирмой, за последние пять лет, а также показатели вариации. Обоснуйте выбор средней величины. Сделайте выводы.

Решение:

1) Среднее число турпакетов, реализованных населению, ед.:

2) Показатели вариации:

·  Размах вариации, ед.:

·  Среднее линейное отклонение, ед.:

·  Дисперсия, ед.:

·  Среднеквадратическое отклонение, ед.:

·  Коэффициент вариации, %:

Вывод:

Задание 20. Имеются данные о группировке работников по возрасту в Курганском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» за 2013 г.

Таблица 19 – Группировка работников банка по возрасту

Группы работников по возрасту, лет

Количество работников, чел.

20 — 30

63

30 — 40

96

40 — 50

85

50 — 60

32

Определите средний возраст работников банка и показатели вариации. Сделайте выводы.

Решение:

1) Средний возраст работников, лет:

2) Показатели вариации:

·  Размах вариации, лет:

·  Среднее линейное отклонение, лет:

·  Дисперсия, лет:

·  Среднеквадратическое отклонение, лет:

·  Коэффициент вариации, %:

Вывод:

Задание 21. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 20 – Показатели экспорта сырой нефти

Годы

Средняя цена 1 т сырой нефти, долл.

Общая стоимость экспортируемой сырой нефти, млн. долл.

2009

406,6

100635

2010

545,6

134757

2011

733,3

179140

2012

753,9

180930

2013

734,0

173668

Определите среднюю стоимость 1 т сырой нефти за последние пять лет. Обоснуйте выбор средней величины. Сделайте выводы.

Решение:

Средняя цена 1 т сырой нефти, долл.:

Вывод:

Задание 22. Имеются следующие данные годовой отчетности ЗАО «Глинки» г. Кургана.

Таблица 21 – Показатели оплаты труда работников, 2013 г.

Категория работников

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Фонд заработный платы, тыс. р.

Количество работников, чел.

Руководители

303

3335

Специалисты

181

3256

Рабочие постоянные

157

11501

Прочие работники

145

9016

Определите среднегодовую заработную плату по всей организации и показатели вариации. Сделайте выводы.

Решение:

1) Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.:

2) Показатели вариации:

·  Размах вариации, тыс. р.:

·  Среднее линейное отклонение, тыс. р.:

·  Дисперсия, тыс. р.:

·  Среднеквадратическое отклонение, тыс. р.:

·  Коэффициент вариации, %:

Вывод:

Задание 23. Имеются следующие данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.

Таблица 22 – Распределение населения по уровню среднедушевого дохода, 2013 г.

Уровень среднедушевого дохода, тыс. р.

Структура населения, %

До 5

8,8

5-7

9,9

7-10

15,9

10-14

18,1

14-19

16,0

19-27

14,7

27-45

11,9

Свыше 45

4,7

Определите моду и медиану совокупности. Сделайте выводы.

Решение:

Модальный (медианный) интервал:

·  Мода совокупности:

·  Медиана совокупности:

Вывод:

Задание 24. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 23 – Распределение численности занятого и безработного населения в экономике РФ, 2013 г.

Группы населения

по возрасту, лет

Структура занятого

населения, %

Структура безработного

населения, %

15-19

0,7

4,3

20-29

22,7

36,9

30-39

25,9

22,0

40-49

23,9

17,6

50-59

22,1

16,5

60-72

4,7

2,7

Итого

100,0

100,0

Определите моду и медиану занятого и безработного населения. Сделайте выводы.

Решение:

1) Структурные средние величины для занятого населения.

Модальный (медианный) интервал:

·  Мода занятого населения.

·  Медина занятого населения.

2) Структурные средние величины для безработного населения.

Модальный (медианный) интервал:

·  Мода безработного населения.

·  Медина безработного населения.

Вывод:

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Задание 25. С целью определения средней фактической продолжительности рабочего дня в компании с численностью работников 480 чел. была проведена 25%-ная выборка. По результатам наблюдения было установлено, что у 10 % обследованных потери времени достигали более 45 мин. в день. С вероятностью 0,683 (приложение 3) установите пределы, в которых находится генеральная доля работников с потерями рабочего времени более 45 мин. в день. Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Численность работников в выборочной совокупности:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы генеральной доли работников с потерями рабочего времени более 45 мин. в день:

Вывод:

Задание 26. При выборочном наблюдении 200 рабочих завода, было установлено, что среднедневная выработка 1 рабочего составила 1500 р. Определите среднюю ошибку выборки, если среднеквадратическое отклонение составляет 325 р. Каким объемом должна быть выборка, чтобы средняя ошибка выборки не превысила 20 р.? Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Пределы среднедневной выработки 1 рабочего в генеральной совокупности:

Объем выборки при средней ошибке 20 р.:

Вывод:

Задание 27. При выборочном обследовании 150 семей из 900 было установлено, что среднемесячный доход составляет 36,5 тыс. р. Определите среднюю и предельную ошибку выборки с вероятностью равной 0,954 (приложение 3), если дисперсия признака составляет 2250 тыс. р. Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы среднемесячного дохода 1 семьи в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 28. При выборочном обследовании 200 предприятий из 900, было установлено, что средний размер выручки составляет 12,5 млн. р. Определите среднюю и предельную ошибку выборки с вероятностью 0,997 (приложение 3), если среднеквадратическое отклонение составляет 3,5 млн. р. Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы среднего размера выручки в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 29. При выборочном обследовании 300 работников предприятия, было установлено, что 32 % работников имеют стаж работы менее 10 лет. Определите пределы генеральной доли работающих со стажем менее 10 лет с вероятностью 0,997 (приложение 3). Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы доли работающих со стажем менее 10 лет в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 30. При выборочном исследовании 245 станков завода из 500, было установлено, что 12 % станков являются изношенными и требуют замены. Определите пределы генеральной доли станков, являющихся изношенными с вероятностью 0,954 (приложение 3). Сделайте выводы.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы доли станков, являющихся изношенными в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 31. Из 20000 электроламп в порядке случайного отбора взято 400 шт. и проведено испытание на продолжительность горения. Оказалось, что средняя продолжительность горения ламп в выборке составила 10000 ч, а среднеквадратическое отклонение 500 ч. С вероятностью 0,954 (приложение 3) определите, в каких пределах заключена средняя продолжительность горения электроламп в генеральной совокупности.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы средней продолжительности горения ламп в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 32. Проведено выборочное обследование дальности проезда пассажиров пригородных поездов в регионе. В результате опроса 3000 пассажиров установлено, что средняя дальность поездки равна 30 км, а среднеквадратическое отклонение — 26 км. С вероятностью 0,997 (приложение 3) определите возможные пределы средней дальности поездки для пассажиров.

Дано: Решение:

Средняя ошибка выборки:

Предельная ошибка выборки:

Пределы средней дальности проезда пассажиров в генеральной совокупности:

Вывод:

Задание 33. При выборочном обследовании 46 % студентов установлено, что доля студентов, имеющих одного родителя, составила 9%. Определите среднюю ошибку выборочной доли и составьте пределы, если известно, что в ВУЗе обучается 8000 студентов

Дано: Решение:

Численность студентов в выборочной совокупности:

Средняя ошибка выборки:

Пределы генеральной доли студентов, имеющих одного родителя:

Вывод:

Задание 34. Определите объем выборки расчетных счетов клиентов Сбербанка России, если допустимая ошибка составляет 20 тыс. р. при среднеквадратическом отклонении 500 тыс. р. Оценку результатов произвести с вероятностью 0,683 (приложении 3).

Дано: Решение:

Предельная ошибка выборки определяется:

Средняя ошибка выборки:

Объем выборочной совокупности:

 

Вывод:

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ

Задание 35. Имеются следующие данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области.

Таблица 24 – Динамика обеспеченности населения жильем

Годы

Приходится жилья на 1 чел., м2

Абсолютный прирост, м2

Темп роста, %

Темп прироста, %

Цепное абсолютное значение 1% прироста, м2

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2009

21,2

2010

21,5

2011

22,1

2012

22,5

2013

23,0

Определите абсолютные и относительные показатели ряда динамики и отразите их в таблице. Рассчитайте средние показатели ряда динамики. Сделайте выводы.

Решение:

Средние показатели ряда динамики:

·  Средний абсолютный уровень ряда:

·  Средний абсолютный прирост:

·  Средний темп роста:

=

·  Средний темп прироста:

=

Вывод:

Задание 36. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 25 – Динамика среднедушевых месячных денежных доходов населения РФ

Месяц

Сумма, тыс. р.

Месяц

Сумма, тыс. р.

Январь

17,6

Июль

25,7

Февраль

23,1

Август

25,8

Март

24,5

Сентябрь

24,8

Апрель

26,0

Октябрь

25,9

Май

22,8

Ноябрь

26,9

Июнь

26,2

Декабрь

38,7

Используя метод укрупнения интервалов, определите основную тенденцию развития явления.

Решение:

Таблица 26 – Динамика среднедушевых месячных денежных доходов населения РФ

Квартал

Сумма, тыс. р.

1

2

3

4

Вывод:

Задание 37. Имеются следующие данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 27 – Динамика оборота розничной торговли в РФ

Месяц

Сумма, млрд. р.

Месяц

Сумма, млрд. р.

Январь

1711

Июль

1991

Февраль

1690

Август

2041

Март

1840

Сентябрь

2020

Апрель

1850

Октябрь

2083

Май

1902

Ноябрь

2099

Июнь

1940

Декабрь

2517

Используя метод скользящей средней, определите основную тенденцию развития явления. Изобразите ряды динамики графически. В чем основной недостаток данного метода?

Решение:

Таблица 28 – Применение метода скользящей средней

Месяц

Оборот, млрд. р.

Скользящая средняя

по сумме трех уровней ряда

по сумме пяти уровней ряда

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Рисунок 4 – Динамика оборота розничной торговли в РФ, млрд. р.

Вывод:

Задание 38. Имеются следующие данные Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таблица 29 – Динамика числа чрезвычайных ситуаций в РФ

Годы

Количество чрезвычайных ситуаций, ед.

2009

429

2010

360

2011

297

2012

438

2013

335

Проведите аналитическое выравнивание количества чрезвычайных ситуаций по уравнениям прямой и параболы. Спрогнозируйте количество чрезвычайных ситуаций на 2015 г. с вероятностью 0,954. Какое уравнение наиболее точно отражает существующую тенденцию развития явления? Сделайте выводы.

Решение:

1)  Аналитическое выравнивание количества чрезвычайных ситуаций по уравнению прямой.

Таблица 30 – Расчетные данные для определения параметров уравнения прямой

Годы

Количество чрезвычайных ситуаций, ед.

Y

Порядковый номер года

t

Расчетные значения

t2

Yt

2009

429

2010

360

2011

297

2012

438

2013

335

Итого

·  Решение системы уравнений:

·  Уравнение прямой:

·  Точечные прогноз количества чрезвычайных ситуаций на 2015 г.:

·  Остаточное среднеквадратическое отклонение:

=

·  Интервальный прогноз количества чрезвычайных ситуаций на 2015 г.:

Вывод:

2)  Аналитическое выравнивание количества чрезвычайных ситуаций по уравнению параболы.

Таблица 31 – Расчетные данные для определения параметров уравнения параболы

Годы

Количество чрезвычайных ситуаций, ед.

Y

Порядковый номер года

t

Расчетные значения

t2

t4

Yt

Yt2

2009

429

2010

360

2011

297

2012

438

2013

335

Итого

·  Решение системы уравнений:

·  Уравнение параболы:

·  Точечные прогноз количества чрезвычайных ситуаций на 2015 г.:

·  Остаточное среднеквадратическое отклонение:

=

·  Интервальный прогноз количества чрезвычайных ситуаций на 2015 г.:

Вывод:

Задание 39. Имеются данные о числе расторгнутых браков населением города.

Таблица 32 – Расчет индекса сезонности числа расторгнутых браков

Месяц

Число расторгнутых браков, ед.

Индекс

сезонности, %

2011 г.

2012 г.

2013 г.

среднемесячный уровень

Январь

195

158

144

Февраль

164

141

136

Март

153

153

146

Апрель

136

140

132

Май

136

136

136

Июнь

123

129

125

Июль

126

128

124

Август

121

122

119

Сентябрь

118

118

118

Октябрь

126

130

128

Ноябрь

129

131

135

Декабрь

138

141

139

Средний уровень ряда

х

х

х

х

Определите средние значения уровней ряда для каждого месяца года, общий средний уровень, индекс сезонности по каждому месяцу. Изобразите полученные индексы сезонности в виде лепестковой диаграммы. Сделайте выводы.

Решение:

 

Рисунок 5 – Лепестковая диаграмма сезонности числа расторгнутых браков, %

Вывод:

ИНДЕКСЫ

Задание 40. Имеются следующие данные СПК им. Свердлова Далматовскогой района Курганской области

Таблица 33 – Динамика показателей реализации зерна

Показатель

Усл. обоз.

2012 г.

2013 г.

Объем реализованного зерна, ц

12303

10957

Себестоимость 1 ц зерна, тыс. р.

0,46

0,49

Цена реализации 1 ц зерна, тыс. р.

0,50

0,67

Постройте и рассчитайте индивидуальные индексы объема реализованного зерна, его себестоимости и цены реализации. Сделайте выводы.

Решение:

·  Индивидуальный индекс объема реализованного зерна:

·  Индивидуальный индекс себестоимости 1 ц зерна:

·  Индивидуальный индекс цены реализации 1 ц зерна:

Вывод:

Задание 41 . Используя исходные данные задания 40, постройте и рассчитайте общие индексы затрат и выручки от продажи зерна.

Решение:

·  Затраты на производство и реализацию зерна в 2012 г., тыс. р.:

·  Затраты на производство и реализацию зерна в 2013 г., тыс. р.:

·  Общий индекс затрат на производство и реализацию зерна:

·  Выручка от реализации зерна в 2012 г., тыс. р.:

·  Выручка от реализации зерна в 2013 г., тыс. р.:

·  Общий индекс выручки от реализации зерна:

=

Вывод:

Задание 42. Имеются исходные данные о количестве и цене реализованной продукции в ЗАО «Глинки» Кетовского района Курганской области.

Таблица 34 – Динамика объема и цены реализации продукции

Вид продукции

Количество реализованной

продукции, ц

Цена реализации 1 ц

продукции, тыс. р.

2012 г.

q0

2013 г.

q1

2012 г.

p0

2013 г.

p1

Молоко

244

517

1,22

1,32

Cкот в живой массе

1299

1426

8,53

6,96

Определите:

1)  Индивидуальные индексы физического объема;

2)  Индивидуальные индексы цены реализации;

3)  Общее изменение товарооборота в целом и за счет влияния факторов (факторный индексный анализ товарооборота). Сделайте выводы.

Решение:

1) Индивидуальные индексы физического объема:

·  Молоко:

·  Кр. рог. скот в живой массе:

Вывод:

2) Индивидуальные индексы цены реализации:

·  Молоко:

·  Кр. рог. скот в живой массе:

Вывод:

3) Факторный индексный анализ товарооборота (Т) (выручки от продажи продукции):

Факторная модель товарооборота (выручки от продажи продукции):

Исходные данные:

·  Сумма товарооборота в базисном году (2012 г.):

·  Сумма товарооборота в отчетном году (2013 г.):

·  Сумма товарооборота условная:

Факторный индексный анализ:

·  Общее изменение товарооборота:

·  Влияние физического объема на изменение товарооборота:

·  Влияние цены реализации на изменение товарооборота:

Проверка:

Вывод:

Задание 43. Имеются исходные данные о численности и среднегодовой заработной плате 1 работника в ЗАО «Куйбышевское» Целинного района Курганской области.

Таблица 35 – Динамика численности работников и среднегодовой заработной платы

Категории работников

Численность работников, чел.

Среднегодовая заработная

плата 1 работника, тыс. р.

2012 г.

k0

2013 г.

k1

2012 г.

з0

2013 г.

з1

Рабочие постоянные

220

189

90

100

Служащие

45

44

123

125

Определите:

1)  Индивидуальные индексы численности работников;

2)  Индивидуальные индексы среднегодовой заработной платы;

3)  Общее изменение фонда заработной платы и за счет влияния факторов (факторный индексный анализ фонда заработной платы). Сделайте выводы.

Решение:

1) Индивидуальные индексы численности работников:

·  Рабочие постоянные:

·  Служащие:

Вывод:

2) Индивидуальные индексы среднегодовой заработной платы:

·  Рабочие постоянные:

·  Служащие:

Вывод:

3) Факторный индексный анализ фонда заработной платы (ФЗП):

Факторная модель фонда заработной платы:

Исходные данные:

·  Сумма фонда заработной платы в базисном году (2012 г.):

·  Сумма фонда заработной платы в отчетном году (2013 г.):

·  Сумма фонда заработной платы условная:

Факторный анализ:

·  Общее изменение фонда заработной платы:

·  Влияние численности работников на изменение фонда заработной платы:

·  Влияние среднегодовой заработной платы 1 работника на изменение фонда заработной платы:

Проверка:

Вывод:

Задание 44. Имеются следующие данные о производстве основных видов продукции СПК им. Свердлова Далматовского района Курганской области

Таблица 36 – Динамика производственных показателей основных видов продукции

Вид

продукции

Площадь уборки, га

Урожайность с 1 га, ц

Себестоимость 1 ц, р.

2012 г.

s0

2013 г.

s1

2012 г.

у0

2013 г.

у1

2012 г.

z0

2013 г.

z1

Зерно

1050

1260

11,7

15,0

466

491

Сено многолетних трав

345

400

11,8

14,3

202

223

Постройте факторную модель и проведите факторный индексный анализ затрат на производство основных видов продукции. Сделайте выводы.

Решение:

Факторная модель затрат на производство основных видов продукции (З):

Исходные данные:

·  Сумма затрат на производство в 2012 г.:

·  Сумма затрат на производство условная 1:

·  Сумма затрат на производство условная 2:

·  Сумма затрат на производство в 2013 г.:

Факторный анализ:

·  Общее изменение суммы затрат на производство:

·  Влияние площади уборки на изменение суммы затрат на производство:

·  Влияние урожайности культур на изменение суммы затрат на производство:

·  Влияние себестоимости 1 ц продукции на изменение суммы затрат на производство:

Проверка:

Вывод:

Задание 45. Имеются следующие данные о реализации основных видов продукции ЗАО «Восток» Частоозерского района Курганской области

Таблица 37 – Динамика производственных показателей основных видов продукции

Вид

продукции

Объем реализации

продукции, ц

Цена реализации 1 ц

продукции, тыс. р.

Себестоимость 1 ц

продукции, тыс. р.

2012 г.

q0

2013 г.

q1

2012 г.

p0

2013 г.

p1

2012 г.

z0

2013 г.

z1

Зерно

51159

30927

0,45

0,68

0,28

0,34

Молоко

9737

8856

1,29

1,42

1,28

1,45

Постройте факторную модель и проведите факторный индексный анализ прибыли от реализации основных видов продукции. Сделайте выводы.

Решение:

Факторная модель прибыли от реализации основных видов продукции (П):

Исходные данные:

·  Сумма прибыли от реализации продукции в 2012 г.:

·  Сумма прибыли от реализации продукции условная 1:

·  Сумма прибыли от реализации продукции условная 2:

·  Сумма прибыли от реализации продукции в 2013 г.:

Факторный анализ:

·  Общее изменение суммы прибыли от реализации продукции:

·  Влияние объема реализации на изменение суммы прибыли от реализации продукции:

·  Влияние цены реализации 1 ц продукции на изменение суммы прибыли от реализации продукции:

·  Влияние себестоимости 1 ц продукции на изменение суммы прибыли от реализации продукции:

Проверка:

Вывод:

Задание 46. Имеются исходные данные о количестве и себестоимости произведенного зерна в ЗАО «Глинки» г. Кургана.

Таблица 38 – Динамика объема и себестоимости продукции

Культура

Валовой сбор зерна, ц

Себестоимость 1 ц зерна, р.

2012 г.

q0

2013 г.

q1

2012 г.

z0

2013 г.

z1

Яровые зерновые

23168

36591

542

517

Зернобобовые

497

904

543

485

Определите:

1)  Индивидуальные индексы физического объема;

2)  Индивидуальные индексы себестоимости 1 ц зерна;

3)  Общее изменение средней себестоимости 1 ц зерна в целом и за счет влияния факторов (факторный индексный анализ средней себестоимости 1 ц зерна).

Решение:

1) Индивидуальные индексы физического объема:

·  Яровые зерновые:

·  Зернобобовые:

Вывод:

2) Индивидуальные индексы себестоимости:

·  Яровые зерновые:

·  Зернобобовые:

Вывод:

3) Факторный индексный анализ средней себестоимости 1 ц зерна

Факторная модель средней себестоимости 1 ц зерна:

Исходные данные:

·  Средняя себестоимость 1 ц зерна в базисном году (2012 г.):

·  Средняя себестоимость 1 ц зерна в отчетном году (2013 г.):

·  Средняя себестоимость 1 ц зерна условная:

Факторный анализ:

·  Общее изменение средней себестоимости 1 ц зерна:

·  Влияние валового сбора зерна на изменение средней себестоимости 1 ц зерна:

·  Влияние себестоимости отдельных видов продукции на изменение средней себестоимости 1 ц зерна:

Проверка:

Вывод:

Задание 47. Имеются исходные данные по объему и трудоемкости произведенного зерна в ЗАО «Куйбышевское» Целинного района Курганской области.

Таблица 39 – Динамика объема и трудоемкости производства продукции

Культура

Валовой сбор зерна, ц

Затраты труда на 1 ц зерна

(трудоемкость), чел.-ч.

2012 г.

q0

2013 г.

q1

2012 г.

t0

2013 г.

t1

Яровые зерновые

30921

73230

3,04

1,09

Зернобобовые

642

3196

4,67

1,25

Определите:

1)  Индивидуальные индексы физического объема;

2)  Индивидуальные индексы трудоемкости 1 ц зерна;

3)  Общее изменение средних затрат труда на 1 ц зерна в целом и за счет влияния факторов (факторный индексный анализ средней трудоемкости 1 ц зерна).

Решение:

1) Индивидуальные индексы физического объема:

·  Яровые зерновые:

·  Зернобобовые:

Вывод:

2) Индивидуальные индексы трудоемкости:

·  Яровые зерновые:

·  Зернобобовые:

Вывод:

3) Факторный индексный анализ средних затрат труда на 1 ц зерна:

Факторная модель средней трудоемкости 1 ц зерна:

Исходные данные:

·  Средняя трудоемкость 1 ц зерна в базисном году (2012 г.):

·  Средняя трудоемкость 1 ц зерна в отчетном году (2013 г.):

·  Средняя трудоемкость 1 ц зерна условная:

Факторный анализ:

·  Общее изменение средней трудоемкости 1 ц зерна:

·  Влияние валового сбора зерна на изменение средней трудоемкости 1 ц зерна:

·  Влияние трудоемкости отдельных видов продукции на изменение средней трудоемкости 1 ц зерна:

Проверка:

Вывод:

Задание 48. Имеются следующие исходные данные о выручке основных видов продукции ЗАО «Куйбышевское» Целинного района Курганской области.

Таблица 40 – Показатели реализации основных видов продукции

Вид продукции

Выручка от реализации продукции, тыс. р.

Изменение объема реализации в 2013 г. по сравнению с 2012 г., %

2012 г.

2013 г.

Зерно

19620

11332

45,8

Молоко

34002

31544

84,1

Скот в живой массе

20523

16724

92,3

Постройте и рассчитайте общий индекс товарооборота (выручки от продаж), а также общие индексы физического объема и цены.

Решение:

·  Общий индекс товарооборота:

·  Общий индекс физического объема:

·  Общий индекс цен:

Вывод:

Задание 49. Имеются следующие исходные данные о выручке основных видов продукции ЗАО «Куйбышевское» Целинного района Курганской области.

Таблица 41 – Показатели реализации основных видов продукции

Вид продукции

Затраты на производство продукции, тыс. р.

Изменение себестоимости 1 ц продукции в 2013 г. по сравнению с 2012 г., %

2012 г.

2013 г.

Зерно

22217

49253

91,5

Молоко

30621

28465

109,4

Скот в живой массе

27526

28774

127,7

Постройте и рассчитайте общий индекс затрат, а также общие индексы физического объема и себестоимости.

Решение:

·  Общий индекс затрат:

·  Общий индекс себестоимости:

·  Общий индекс физического объема:

Вывод:

Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Задание 50. Используя данные приложения 3, определите тесноту связи между выработкой работников и их заработной платой с помощью коэффициентов знаков Фехнера и корреляции рангов Спирмена (приложение 4). Для проведения расчетов используйте значения первых 10 предприятий.

Решение:

Таблица 42 – Исходные данные для расчета коэффициентов тесноты связи

№ п/п

Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. р.

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Расчетные значения для коэффициента знаков Фехнера

Расчетные значения для

коэффициента Спирмена

С или Н

ранг по х

Рх

ранг по у

Ру

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Решение:

·  Среднее значение факторного признака (х):

·  Среднее значение результативного признака (у):

·  Коэффициент корреляции знаков Фехнера:

·  Коэффициент корреляции рангов Спирмена:

Вывод:

Задание 51. Используя данные приложения 2 (значения первых 10 предприятий), постройте уравнение регрессии и определите тесноту связи между выработкой работников и их заработной платой с помощью парного коэффициента корреляции (приложение 4).

Таблица 43 – Исходные данные для расчета параметров уравнения

№ пп

Среднегодовая выработка 1 работника,

тыс. р.

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Расчетные значения

х2

y2

xy

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Решение:

Регрессионный анализ:

·  Уравнение регрессии (функция прямой): .

·  Расчетные значения для параметров уравнения и коэффициента тесноты связи:

·  Параметры уравнения:

·  Составляем уравнение регрессии:

·  Коэффициент эластичности параметра b:

Вывод:

Таблица 44 – Исходные данные для оценки значимости модели и расчета

коэффициента тесноты связи

№ пп

Среднегодовая выработка 1 работника,

тыс. р.

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Расчетные значения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Проверка значимости модели:

·  Среднеквадратическая ошибка коэффициента регрессии:

·  Расчетный t-критерий Стьюдента:

·  Табличный t-критерий Стьюдента (приложение 5) при уровне значимости α = 0,05 и числом степеней свободы d. f.:

d. f. = n-k-1,

где n – количество наблюдений;

k– число факторных признаков в модели).

tтабл =

·  Соотношение расчетного и табличного t-критерия Стьюдента:

·  Средняя ошибка аппроксимации:

Вывод:

Определение тесноты связи:

·  Среднеквадратическое отклонение по х:

·  Среднеквадратическое отклонение по y:

·  Линейный коэффициент корреляции:

·  Коэффициент детерминации:

Вывод:

Задание 52. В ходе проведенного обследования оценки уровня жизни работающих на предприятиях различной формы собственности было опрошено 100 человек. Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица 45 – Результаты опроса респондентов

Форма собственности предприятия

Удовлетворенность уровнем жизни

Итого

вполне удовлетворен

не удовлетворен

Государственное

30

55

85

Частное

10

5

15

Итого

40

60

100

Рассчитайте коэффициенты ассоциации и контингенции.

Решение:

Вывод:

Задание 53. По данным приложения 2 провести двухфакторный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи признаков с использованием программы Microsoft Excel.

Решение:

1)  Внести исходные данные в Excel;

2)  Выбрать Сервис / Анализ данных / Регрессия. Если функция не активна, то необходимо выбрать Сервис / Надстройки / Пакет анализа (рисунок 6).

Рисунок 6 — Скриншот пакета программ «Анализ данных»

3)  Ввести входные интервалы Х и У. Нажать ОК (рисунок 7 ).

Рисунок 7 — Скриншот команды «Регрессия»

4)  По полученному решению заполнить таблицу 46.

Таблица 46 – Вывод итогов

Показатель

Значение

Множественный R (коэффициент корреляции)

R-квадрат (коэффициент детерминации)

Нормированный R-квадрат (коэффициент детерминации)

Коэффициенты уравнения регрессии:

свободный параметр а (У-пересечение)

параметр b (переменная Х1)

параметр c (переменная Х2)

t-критерий Стьюдента расчетный:

параметр b (переменная Х1)

параметр c (переменная Х2)

F-критерий Фишера расчетный

5) Строим уравнение регрессии:

Вывод:

6) Определяем коэффициенты эластичности для каждого параметра:

·  для параметра b:

=

·  для параметра с:

=

Вывод:

7) Определяем статистическую значимость коэффициентов регрессии (уравнения) с помощью t-критерия Стьюдента. Значимость коэффициентов определяем при вероятности 0,95 и числом степеней свободы d. f. (приложение 5):

d. f. = n-k-1,

где n – количество наблюдений;

k– число факторных признаков в модели).

Отсюда t табличное =

Если t расчетное ≥ t табличное, то коэффициент значим, и может быть использован для анализа.

·  коэффициент b:

·  коэффициент с:

Вывод:

8) Проверка значимости уравнения множественной регрессии в целом с использованием F-критерия Фишера (приложение 6). Значимость модели проверяют при числе степеней свободы:

d. f.1 = k;

d. f.2 = n-k-1.

Отсюда F расчетное =

Если F расчетное ≥ F табличное, то модель значима и может быть использована для анализа.

Вывод:

9) Определяем тесноту связи (множественный R):

Вывод:

10) Определяем долю влияния факторных признаков на результативный показатель (R-квадрат):

Вывод:

Приложение 1

Результаты сдачи экзамена по статистике (фамилии и данные условные)

№ п/п

Ф. И. О. студента

Оценка

1

Алексеева А. Н.

Отлично

2

Антонова М. П.

Отлично

3

Борисова В. С.

Хорошо

4

Букреев А. П.

Хорошо

5

Васильева Н. Н.

Удовлетворительно

6

Волков К. Л.

Удовлетворительно

7

Гладков Д. А.

Хорошо

8

Голикова В. М.

Отлично

9

Демина З. В.

Хорошо

10

Злобина В. В.

Хорошо

11

Зубова М. К.

Неудовлетворительно

12

Иванова К. В.

Удовлетворительно

13

Имченко Б. С.

Хорошо

14

Колова С. С.

Отлично

15

Купченков Д. Г.

Отлично

16

Максимова О. П.

Отлично

17

Нужина В. Л.

Хорошо

18

Орлова Ж. Л.

Хорошо

19

Осипова Л. Г.

Неудовлетворительно

20

Петрова С. Г.

Удовлетворительно

21

Пулкова П. Л.

Хорошо

22

Распопова Н. В.

Удовлетворительно

23

Распутина Г. В.

Хорошо

24

Сазонова М. К.

Отлично

25

Сергеева А. Л.

Отлично

26

Ступина С. Т.

Неудовлетворительно

27

Тимофеева А. В.

Хорошо

28

Трофимова К. Т.

Отлично

29

Уфимцева Л. Н.

Хорошо

30

Федорова К. М.

хорошо

Приложение 2

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций

Курганской области, 2013 г.

№ п/п

Название организации

Среднегодовая численность работников, чел.

Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. р.

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. р.

Стоимость основных фондов на 1 работника, тыс. р.

1

ОАО им. Гагарина Варгашинского района

72

430

91

725

2

СПК колхоз им. Свердлова Шатровского района

134

478

150

1218

3

ООО «Зауралье» Куртамышского района

234

532

127

757

4

ФГУП «Южное Россельхозакадемии»

85

166

91

1123

5

СПК Племзавод «Разлив» Кетовского района

150

339

113

519

6

ЗАО «Глинки» Кетовского района

167

590

164

761

7

ОАО «Новая пятилетка» Мишкинского района

414

529

147

969

8

СПК «Зауральский» Альменевского района

47

114

56

210

9

ООО «Матвеевское» Целинного района

80

393

121

1029

10

СПК им. Красина Кетовского района

60

443

126

935

11

ООО «им. Калинина» Каргапольского района

100

385

107

301

12

ЗАО «Куйбышевское» Целинного района

247

257

104

705

13

СПК им. Свердлова Далматовского района

46

430

154

918

14

ЗАО «Восток» Частоозерского района

80

571

127

997

15

ООО «Щигры» Мокроусовского района

87

506

117

146

16

ОАО «Родина» Варгашинского района

59

353

95

376

17

СПК колхоз «Заря» Звериноголовского района

136

317

114

547

18

СПК «Белоярское» Далматовского района

243

149

68

225

19

ПСК «Родники» Белозерского района

67

152

95

169

20

ООО «Колос» Альменевского района

88

289

117

521

Приложение 3

Значения вероятностей, вычисленных для различных t (от 1 до 3)

t

Вероятность Р

t

Вероятность Р

1,0

0,683

2,0

0,954

1,1

0,728

2,1

0,964

1,2

0,770

2,2

0,972

1,3

0,806

2,3

0,979

1,4

0,839

2,4

0,984

1,5

0,886

2,5

0,988

1,6

0,890

2,6

0,991

1,7

0,911

2,7

0,993

1,8

0,928

2,8

0,995

1,9

0,943

2,9

0,996

3,0

0,997

Приложение 4

Соотношения Чэддока для качественной оценки тесноты связи

Значения коэффициента корреляции

Оценка тесноты связи

0,1-0,3

Слабая

0,3-0,5

Умеренная

0,5-0,7

Заметная

0,7-0,9

Тесная

0,9-0,99

Очень тесная

1

Функциональная

Приложение 5

Значения t-критерия Стьюдента при уровне значимости (вероятности)

Число степеней свободы

d. f.

Доверительная вероятность

0,10

0,05

0,01

1

6,3138

12,7060

63,6570

2

2,9200

4,3027

9,9248

3

2,3534

3,1825

5,8409

4

2,1318

2,7764

4,6041

5

2,0150

2,5706

4,0321

6

1,9432

2,4469

3,7074

7

1,8946

2,3646

3,4995

8

1,8595

2,3060

3,3554

9

1,8331

2,2622

3,2498

10

1,8125

2,2281

3,1693

11

1,7959

2,2010

3,1058

12

1,7823

2,1788

3,0545

13

1,7709

2,1604

3,0123

14

1,7613

2,1448

2,9768

15

1,7530

2,1315

2,9461

16

1,7459

2,1199

2,9208

17

1,7396

2,1098

2,8982

18

1,7341

2,1009

2,8784

19

1,7291

2,0930

2,8609

20

1,7247

2,0860

2,8453

21

1,7207

2,0796

2,8314

22

1,7171

2,0739

2,8188

23

1,7139

2,0687

2,8073

24

1,7109

2,0639

2,7969

25

1,7081

2,0595

2,7874

26

1,7056

2,0555

2,7787

27

1,7033

2,0518

2,7707

28

1,7011

2,0484

2,7633

29

1,6991

2,0452

2,7564

30

1,6973

2,0423

2,7500

40

1,6939

2,0211

2,7045

60

1,6907

2,0003

2,6603

120

1,6577

1,9799

2,6174

Приложение 6

Таблица значения критерия Фишера (F-критерий) при уровне значимости α = 0,05

d. f.1

d. f.2

1

2

3

4

5

6

8

12

24

1

161,5

199,5

215,7

224,6

230,2

233,9

238,9

243,9

249,0

254,3

2

18,51

19,00

19,16

19,25

19,30

19,33

19,37

19,41

19,45

19,50

3

10,13

9,55

9,28

9,12

9,01

8,94

8,84

8,74

8,64

8,53

4

7,71

6,94

6,59

6,39

6,26

6,16

6,04

5,91

5,77

5,63

5

6,61

5,79

5,41

5,19

5,05

4,95

4,82

4,68

4,53

4,36

6

5,99

5,14

4,76

4,53

4,39

4,28

4,15

4,00

3,84

3,67

7

5,59

4,74

4,35

4,12

3,97

3,87

3,73

3,57

3,41

3,23

8

5,32

4,46

4,07

3,84

3,69

3,58

3,44

3,28

3,12

2,93

9

5,12

4,26

3,86

3,63

3,48

3,37

3,23

3,07

2,90

2,71

10

4,96

4,10

3,71

3,48

3,33

3,22

3,07

2,91

2,74

2,54

11

4,84

3,98

3,59

3,36

3,20

3,09

2,95

2,79

2,61

2,40

12

4,75

3,88

3,49

3,26

3,11

3,00

2,85

2,69

2,50

2,30

13

4,67

3,80

3,41

3,18

3,02

2,92

2,77

2,60

2,42

2,21

14

4,60

3,74

3,34

3,11

2,96

2,85

2,70

2,53

2,35

2,13

15

4,54

3,68

3,29

3,06

2,90

2,79

2,64

2,48

2,29

2,07

16

4,49

3,63

3,24

3,01

2,85

2,74

2,59

2,42

2,24

2,01

17

4,45

3,59

3,20

2,96

2,81

2,70

2,55

2,38

2,19

1,96

18

4,41

3,55

3,16

2,93

2,77

2,66

2,51

2,34

2,15

1,92

19

4,38

3,52

3,13

2,90

2,74

2,63

2,48

2,31

2,11

1,88

20

4,35

3,49

3,10

2,87

2,71

2,60

2,45

2,28

2,08

1,84

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020