Рабочая тетрадь по статистике 2015 — 2016
Рабочая тетрадь по дисциплине «Статистика» составлена в соответствии с ФГОС СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Практические работы рассчитаны на 28 часов.
№ п/п |
Наименование тем |
Коли чество часов |
Перечень умений и навыков |
III. |
Сводка и группировка статистических данных |
||
3.2. |
Сводная обработка статистических данных |
2 |
Уметь осуществлять группировку данных в соответствии с поставленными целями и задачами; разработать макет статистической таблицы и анализировать ее данные. |
3.3. |
Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения |
4 |
Уметь построить ряд распределения представить его графическое изображение и произвести анализ полученных результатов. |
V. |
Статистические показатели |
||
5.1. |
Расчет и анализ абсолютных и относительных величин |
2 |
Уметь рассчитывать все виды относительных показателей и анализировать результаты. |
5.2. |
Расчет средних показателей и анализ результатов |
2 |
Уметь определить средний уровень изучаемого явления. |
5.3. |
Расчет степени вариации изучаемого признака при помощи абсолютных и относительных показателей |
4 |
Уметь оценить степень вариации изучаемого признака путем расчета абсолютных и относительных показателей. |
5.4. |
Анализ структуры вариационных рядов распределения |
2 |
Уметь рассчитывать структурные характеристики вариационного ряда. |
VI. |
Ряды динамики |
||
6.1. |
Расчет показателей изменения уровней динамики и их анализ |
2 |
Уметь анализировать динамику изучаемых явлений. |
6.2. |
Анализ тренда в рядах динамики |
2 |
Уметь выявлять и анализировать основную тенденцию в рядах динамики. |
VII. |
Индексы в статистике |
||
7.1. |
Расчет индексов |
4 |
Уметь рассчитывать индивидуальные, общие индексы и анализировать результаты. |
7.2. |
Определение взаимосвязи между индексами |
4 |
Уметь осуществлять анализ структурных сдвигов на основе индексного метода. |
Введение
Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики. Она является учебной дисциплиной, формирующей важные профессиональные знания у экономистов, бухгалтеров.
Развитие рыночных отношений в стране поставило перед статистикой новую задачу – реформирование общеметодологических основ статистической теории и практики, в связи с этим необходимо обеспечить учебный процесс дидактическими средствами, способствующими формированию необходимых общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Рабочая тетрадь разработана для эффективной организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и является дополнительным материалом по изучению курса «статистика». Тетрадь подготовлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине, разработанной на основе требований ФГОС СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки студентов очной и заочной формы обучения по специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Дидактический материал для изучения дисциплины рассчитан на 70 часов, из них 22 часа практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа – 28 часов.
Задания рабочей тетради помогут студентам закрепить и систематизировать теоретические знания, приобрести практические навыки в сборе, обработке и анализе статистической информации, используя различные методы познания дисциплины «Статистика», сформировать необходимые специалисту общие и профессиональные компетенции.
Допуск студента к текущему экзамену по дисциплине осуществляется по выполненному домашнему заданию в рабочей тетради и устным ответам на контрольные вопросы, расположенные в конце каждого занятия. Для того чтобы правильно выполнить задания, предложенные в рабочей тетради, грамотно и полно ответить на вопросы, студент должен изучить лекционный материал и рекомендуемую к занятию литературу.
Требования к уровню подготовленности обучающегося
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· собирать и регистрировать статистическую информацию;
· проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
· выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
· осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· предмет, метод и задачи статистики;
· общие основы статистической науки;
· принципы организации государственной статистики;
· современные тенденции развития статистического учёта;
· основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
· основные формы и виды действующей статистической отчётности;
· технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления
Критерии оценки
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала); Сформулированы выводы, отражающие экономический смысл рассчитанных показателей
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); Сформулированы выводы, отражающие экономический смысл рассчитанных показателей
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, расчетах, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. работа не выполнена
Содержание
Введение 5
1. Содержание и значение дисциплины 6
2. Статистическое наблюдение 8
3. Сводка, группировка и ряды распределения 9
4. Сводная обработка статистических данных 11
5. Система статистических показателей 15
6. Относительные величины 18
7. Средние показатели 19
8. Показатели для измерения вариации 21
9. Ряды динамики 23
Задание 1. Содержание и значение предмета
1.1. Заполнить схему:
Задание принято_____________ оценка__________________
Задание 3. Сводка, статистическая группировка и ряды распределения
3.1. Раскрыть содержание статистической сводки, заполнив схему.
3.2. Заполнить схему, раскрывающую сущность и значение группировки
3.3. Заполнить схему.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой группировочный признак и как осуществляется его выбор?
2. Рассказать методику определения величины интервала и границ.
3. В чем заключается особенность рядов распределения как простейшей группировки?
4. Что такое частость ряда распределения?
Задание принято _______________ оценка ________________
Задание 3.4
Задачи 1-10 |
|||||||||||||
Исходные данные для решения задач 1-10 |
|||||||||||||
№ п/п хозяйства |
урожайность зерновых культур, ц с 1 га |
плрщадь посева зерновых культур, га |
валовой сбор зерновых культур, ц |
урожайность картофеля, ц с 1га |
площадь посадки картофеля, га |
валовой сбор картофеля, ц с 1 га |
поголовье крупно-рогатого скота, гол. |
среднегодовой надой на 1 корову, кг |
валовой надой молока, ц |
полощадь сельскохозяйственных угодий, га |
поголовье коров гол. |
численность крупно-рогатого скота на 100 га с. х. угодий, гол. |
|
крупно-рогатого скота |
в т. ч. Коров |
||||||||||||
1 |
36 |
809 |
29124 |
122 |
280 |
34160 |
4022 |
3372 |
62685 |
5174 |
1859 |
78 |
36 |
2 |
29 |
705 |
20445 |
215 |
130 |
27950 |
6216 |
4630 |
117880 |
5756 |
2546 |
108 |
44 |
3 |
29 |
1067 |
30943 |
109 |
500 |
54500 |
4824 |
2909 |
76536 |
9018 |
2631 |
53 |
29 |
4 |
35 |
630 |
22050 |
136 |
200 |
27200 |
2979 |
4366 |
66931 |
3602 |
15330 |
83 |
43 |
5 |
43 |
632 |
27176 |
110 |
300 |
33000 |
4913 |
4213 |
31682 |
4581 |
752 |
107 |
16 |
6 |
24 |
390 |
9360 |
90 |
94 |
8460 |
1390 |
3789 |
22734 |
2190 |
600 |
63 |
27 |
7 |
32 |
1144 |
36608 |
94 |
264 |
24816 |
2369 |
3427 |
53907 |
4144 |
1573 |
57 |
38 |
8 |
43 |
600 |
25800 |
138 |
200 |
27600 |
3366 |
3690 |
54944 |
3973 |
1489 |
85 |
37 |
9 |
15 |
878 |
13170 |
140 |
220 |
30800 |
2358 |
2795 |
23813 |
5175 |
852 |
46 |
16 |
10 |
26 |
893 |
23218 |
75 |
180 |
13500 |
2042 |
2681 |
20483 |
4404 |
764 |
46 |
17 |
11 |
29 |
850 |
24650 |
138 |
225 |
31050 |
5226 |
4100 |
28482 |
6243 |
702 |
84 |
11 |
12 |
45 |
375 |
16875 |
160 |
245 |
39200 |
2691 |
3348 |
47106 |
3468 |
1407 |
78 |
41 |
13 |
23 |
490 |
11270 |
93 |
225 |
20925 |
2363 |
3069 |
43948 |
4132 |
1432 |
57 |
35 |
14 |
45 |
380 |
16340 |
169 |
255 |
43095 |
2791 |
3448 |
51720 |
3968 |
1500 |
70 |
38 |
15 |
31 |
740 |
22940 |
192 |
235 |
45120 |
3765 |
3053 |
60840 |
5288 |
1993 |
71 |
38 |
16 |
31 |
464 |
14384 |
131 |
350 |
45850 |
3687 |
3119 |
52056 |
4669 |
1669 |
79 |
36 |
17 |
46 |
1320 |
60720 |
180 |
150 |
27000 |
2528 |
3636 |
39705 |
4415 |
1092 |
57 |
25 |
18 |
28 |
1015 |
28420 |
56 |
175 |
15400 |
2275 |
3034 |
40504 |
5303 |
1335 |
43 |
25 |
19 |
30 |
534 |
16020 |
121 |
245 |
29645 |
2616 |
3122 |
46268 |
419 |
1482 |
64 |
36 |
20 |
32 |
1260 |
40320 |
100 |
150 |
15000 |
2363 |
3667 |
40667 |
4415 |
1109 |
54 |
25 |
Задачи 1-10
Задача1. Произвести группировку хозяйств по урожайности зерновых культур. Образовать 3 группы с равными интервалами. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) валовой сбор зерновых культур(ц); в) площадь посева зерновых (га),г) среднюю урожайность зерновых культур(ц с га). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 2. Произвести группировку хозяйств по площади посева зерновых культур. Образовать 3 группы со следующими интервалами: до 500; 500-1000; свыше 1000. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) площадь посева зерновых культур(га); в) валовой сбор зерновых культур (ц), г) среднюю урожайность зерновых культур(ц с га). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 3. Произвести группировку хозяйств по урожайности картофеля. Образовать 3 группы с равными интервалами. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) валовой сбор картофеля(ц); в) площадь посадки картофеля (га), г) урожайность картофеля (ц с га). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 4. Произвести группировку хозяйств по площади посадки картофеля. Образовать 3 группы со следующими интервалами: до 180; 180-250; свыше 250. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) валовой сбор картофеля(ц); в) площадь посадки картофеля (га), г) урожайность картофеля(ц с га). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 5. Произвести группировку хозяйств по поголовью крупного рогатого скота. Образовать 3 группы со следующими интервалами: до 3000; 3000-4500; свыше 4500. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье крупного рогатого скота( гол.) в) площадь сельскохозяйственный угодий (га),г) поголовье крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных угодий(гол.). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 6. Произвести группировку хозяйств по поголовью коров. Образовать 3 группы со следующими интервалами: до 1000; 1000-2000; свыше 2000. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье коров( гол.) в) площадь сельскохозяйственный угодий (га), г) поголовье коров на 100 га сельскохозяйственных угодий(гол.). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 7. Произвести группировку хозяйств по продуктивности коров ( среднегодовому надою молока). Образовать 3 группы с равными интервалами. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье крупного рогатого скота( гол.) в) валовой надой молока (ц) г) среднегодовой надой молока на 1 корову(ц). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 8. Произвести группировку хозяйств по поголовью коров на 100 га сельскохозяйственных угодий Образовать 3 группы с равными интервалами. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье крупного рогатого скота( гол.) в) площадь сельскохозяйственный угодий (га),г) поголовье коров на 100 га сельскохозяйственных угодий(гол.). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 9. Произвести группировку хозяйств по поголовью крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных угодий. Образовать 3 группы с равными интервалами. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье крупного рогатого скота( гол.) в) площадь сельскохозяйственный угодий (га),г) поголовье крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных угодий(гол.). Решение задачи оформить статистической таблицей.
Задача 10. Произвести группировку хозяйств по площади сельскохозяйственных угодий. Образовать 3 группы со следующими интервалами: до 3500; 3500-5000; свыше 5000. По каждой группе и всей совокупности вместе подсчитать: а) число хозяйств по группам; б) поголовье коров( гол.) в) площадь сельскохозяйственный угодий (га),г) поголовье коров на 100 га сельскохозяйственных угодий(гол.). Решение задачи оформить статистической таблицей.
3.4 Задание выполняется по вариантам (10 вариантов). Номер варианта определяется по первой букве фамилии (см. приложение)
Рассчитать величину интервала: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Определить нижние и верхние границы групп:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомогательная таблица
Интервал группировки |
Число хозяйств |
|||
Группировка хозяйств по _________________________________________
Интервал группировки |
||||
Всего |
По результатам сводки и группировки построить график
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы (ответы на вопросы — письменные):
1) Какой вид статистической таблицы и графика использовали при решении задачи?
2) Какие требования предъявляются:
а) к статистическим таблицам?
б) к графикам?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание принято _______________ оценка_____________________
Задание 5. Система статистических показателей.
5.1. Заполнить схему «Классификация статистических показателей»
Задание принято ____________________ Оценка_________
Задание 6. Относительные величины.
6.1. Рассчитать относительные показатели динамики развития животноводства в РФ цепным и базисным способом, результаты занести в таблицу. Показать взаимосвязь показателей рассчитанных цепным и базисным способом. Сделать краткие экономические выводы.
Основные показатели развития животноводства в России (все категории хозяйств) в 1990-2002 г. (данные Госкомстата России).
Показатели |
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
ОПД, % |
|||||
базисные |
цепные |
|||||||||
2000 к 1990 |
2001 к 1990 |
2002 к 1990 |
2000 к 1990 |
2001 к 2000 |
2002 к 2001 |
|||||
Поголовье КРС, млн гол. |
57,0 |
27,3 |
27,1 |
26,5 |
||||||
в т. ч. коров |
20,6 |
12,7 |
12,2 |
11,8 |
||||||
Поголовье свиней, млн гол. |
38,3 |
15,7 |
16,0 |
17,3 |
||||||
Поголовье овец и коз, млн гол. |
58,2 |
14,8 |
14,8 |
15,6 |
||||||
Поголовье птицы, млн гол. |
660,0 |
338,3 |
335,0 |
332,0 |
||||||
Производство продукции: |
||||||||||
молоко, млн т |
55,7 |
32,3 |
32,9 |
33,5 |
||||||
мясо в убойной массе, млн т |
10,11 |
4,43 |
4,45 |
4,69 |
||||||
в т. ч. |
||||||||||
свинина |
3,48 |
1,57 |
1,50 |
1,55 |
||||||
говядина |
4,30 |
1,90 |
1,87 |
1,88 |
||||||
птица |
1,80 |
0,77 |
0,88 |
0,98 |
||||||
яйца, млрд шт. |
47,5 |
34,0 |
35,0 |
36,2 |
||||||
Сред. надой молока на 1 корову, кг |
2871 |
2353 |
2551 |
2840 |
||||||
Среднесуточный привес, г: КРС свиней |
423,0 234,0 |
333,0 187,0 |
361,0 232,0 |
385,0 254,0 |
||||||
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Контрольные вопросы:
1) Перечислите виды относительных показателей и методику их расчета.
2) Что показывает каждый вид относительных величин?
Задание принято _______________________ оценка_______________
Задание 7. Средние величины
7.1. Впишите в схему формулы для расчета средних показателей.
7.2. Имеются данные об урожайности риса и его посевной площади. Определить среднюю урожайность.
№ участка |
Урожайность, ц/га |
Площадь посева, га |
Произведение варианта на частоту (валовой сбор, ц) |
хi |
fi |
хi×fi |
|
1. |
42,8 |
35 |
|
2. |
44,2 |
44 |
|
3. |
56,9 |
60 |
|
4. |
58,6 |
27 |
|
5. |
60,3 |
62 |
|
6. |
58,0 |
40 |
|
7. |
57,4 |
35 |
|
8. |
52,3 |
40 |
|
9. |
48,8 |
43 |
|
10. |
55,8 |
44 |
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3 По данным задания 8.3 рассчитать:
а) среднегодовой удой на 1 корову по фермам;
____________________________________________________________
№ фермы |
Средне годовой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Произведение варианта на частоту |
хi |
fi |
хi×fi |
|
Итого |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Назовите особенности средних величин.
2. В чем состоит сущность и значение средних величин?
________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание принято _____________________ оценка_______________
Задание 8. Показатели для измерения вариации
8.1. Вписать в схему название показателей вариации и формулы для их расчета.
8.2 По данным задания 7.2 охарактеризовать вариацию урожайности риса по поливным участкам, т. е. рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расчет вариации урожайности риса по поливным участкам
№ участка |
Урожайность, ц/га |
Площадь посева, га |
Произведение варианта на частоту (валовой сбор, ц) |
Разница м/у инд. Значением и средней |
Разница в квадрате |
Произведение квадрата отклонений и частоты |
хi |
fi |
хi×fi |
хi — x |
(хi –x)2 |
(хi –x)2×fi |
|
1. |
42,8 |
35 |
||||
2. |
44,2 |
44 |
||||
3. |
56,9 |
60 |
||||
4. |
58,6 |
27 |
||||
5. |
60,3 |
62 |
||||
6. |
58,0 |
40 |
||||
7. |
57,4 |
35 |
||||
8. |
52,3 |
40 |
||||
9. |
48,8 |
43 |
||||
10. |
55,8 |
44 |
8.3. Имеются следующие данные о среднегодовом надое молока
Задача 1 |
Задача 2 |
Задача 3 |
Задача 4 |
Задача 5 |
|||||
Средне годовой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
2500 |
174 |
3100 |
189 |
5500 |
52 |
4920 |
210 |
3200 |
99 |
3100 |
105 |
3300 |
160 |
4900 |
59 |
4210 |
198 |
3700 |
109 |
3500 |
195 |
3900 |
ПО |
4950 |
103 |
4700 |
180 |
4000 |
120 |
3700 |
210 |
4200 |
215 |
5100 |
99 |
4880 |
218 |
3300 |
117 |
Задача 6 |
Задача 7 |
Задача 8 |
Задача 9 |
Задача 10 |
|||||
Средне годовой удой на 1корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Среднего довой удой на 1 корову, кг |
Чиг. пен НОСТЬ коров, гол. |
5200 |
88 |
2950 |
49 |
4300 |
89 |
5600 |
208 |
3810 |
300 |
4950 |
81 |
3500 |
67 |
3990 |
96 |
5310 |
160 |
4100 |
321 |
5450 |
79 |
3210 |
69 |
4380 |
111 |
4900 |
191 |
4240 |
290 |
4500 |
90 |
3400 |
72 |
3800 |
107 |
4850 |
201 |
3760 |
295 |
Определить:
а)среднегодовой удой на 1 корову по фермам см. задание 7.3
б) средний квадрат отклонений;
в) среднеквадратическое отклонение среднегодового надоя молока;
г) коэффициент вариации
д) моду и медиану
Сделать краткие экономические выводы.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность и значение вариации.
2. Назовите абсолютные показатели вариации и относительные.
Расчет средней и дисперсии
№ фермы |
Средне годовой удой на 1 корову, кг |
Числен ность коров, гол. |
Разница м/у инд. Значением и средней |
Разница в квадрате |
Произведение квадрата отклонений и частоты |
х |
f |
хi — x |
(хi –x)2 |
(хi –x)2×fi |
|
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
Итого |
Среднегодовой удой см. в задании 7.3 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность и значение вариации.
2. Назовите абсолютные показатели вариации и относительные.
Задание принято _____________ оценка_________________
Ряды динамики
Заполните схему «Ключевые понятия о рядах динамики и методах их анализа»
|
9.2. Задание выполняется по вариантам. Вариант определяется по номеру ряда рабочего места студента.
а) Рассчитайте абсолютные, относительные, средние показатели анализа ряда динамики. Результаты оформите статистической таблицей.
Поголовье скота и производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий
годы |
КРС I |
В т. ч. коровы II |
Свиньи III |
Овцы и козы IV |
Мясо (в убойном весе) V |
Молоко VI |
Яйца VII |
на конец года, млн. гол. |
млн. т |
млрд. шт. |
|||||
2000 |
57,0 |
20,5 |
38.3 |
58.2 |
10,1 |
55,7 |
47,5 |
2001 |
54,7 |
20,6 |
35.4 |
55.3 |
9,4 |
51,9 |
46,9 |
2002 |
52,2 |
20,2 |
31.5 |
51.4 |
8,3 |
47,2 |
42,9 |
2003 |
48,9 |
19,8 |
28.6 |
43.7 |
7,5 |
46,5 |
40,3 |
2004 |
43,3 |
18,4 |
24.9 |
34.5 |
6,8 |
42,2 |
37,5 |
2005 |
39,7 |
17,4 |
22.6 |
28.0 |
5,8 |
39,2 |
33,8 |
2006 |
35,1 |
15,9 |
19.1 |
22.8 |
5,3 |
35,8 |
31,9 |
2007 |
31,5 |
14,5 |
17.3 |
18,8 |
4,9 |
34,1 |
32,2 |
2008 |
28,5 |
13,5 |
17.2 |
15,6 |
4,7 |
33,3 |
32,7 |
2009 |
28,0 |
13,1 |
18.3 |
14,8 |
4,3 |
32,3 |
33,1 |
2010 |
27,3 |
12,7 |
15.7 |
14,8 |
4,4 |
32,3 |
34,0 |
2011 |
27,1 |
12,2 |
16.0 |
15,3 |
4,5 |
32,9 |
35,2 |
2012 |
26,5 |
11,8 |
17.3 |
16,1 |
4,7 |
33,5 |
36,3 |
2013* |
25,0 |
11,1 |
16.5 |
16,2 |
4,9 |
33,3 |
36,4 |
2014** |
24,1 |
10,6 |
16.2 |
16.4 |
5,0 |
33,2 |
36,4 |
*Предварительные данные Госкомстата России
**Оценка Центра экономической коньюктуры по состоянию на 1 февраля 2013 года
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а)________________________________________________________________
годы |
уровень ряда |
абсолютный прирост, |
коэффициент роста |
темп роста, % |
темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, |
||||
цеп. |
баз. |
цеп. |
баз. |
цеп. баз. |
цеп. |
баз. |
цеп. |
|||
среднее |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании?
2. Каковы принципы и правила построения рядов динамики?
3. Назовите и охарактеризуйте показатели анализа рядов динамики, способы их расчета.
4. Постройте график
Задание принято _____________ оценка_________________
Задание 10 Определение тенденции в рядах динамики
Определите тенденцию развития явления, способом аналитического выравнивания по среднегодовому абсолютному приросту.
Сделайте краткие выводы.
_______________________________________________________________
годы |
уровень ряда |
среднего-довой абсолют. прирост |
пока-затель времени |
Выравненные значения |
у |
t |
|||
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Контрольные вопросы:
1.Какие вы знаете методы выявления и анализа основной тенденции ряда динамики?
2. Какая разница между сглаживанием и аналитическим выравниванием?
Задание принято __________________ оценка _________________
Задание 11 Индексы в статистике
10.1. Заполнить схему «Классификация индексов»
Задание 10.2 По следующим данным (по вариантам) определить: общий индекс физического объема продукции; индекс стоимостного объема продукции (товарооборота). Показать взаимосвязь между индексами. Сделать краткие экономические выводы.
№ |
Наименова-ние продук-ции |
товарооборот |
абсолютное изменение товарооборота |
||||
базисный |
отчет-ный |
условный |
общее |
в т. ч. за счет |
|||
кол-ва |
цен |
||||||
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Назовите задачи, решаемые с помощью индексов.
2.Перечислите и охарактеризуйте составные элементы индексов.
3.Расскажите основные правила построения агрегатных индексов.
4. Укажите взаимосвязи между индексами.
Задание принято __________________ оценка __________________
Задача выполняется по вариантам |
|||||||||||||||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||||||||||||||
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
||||||
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
||||||
1 |
зерно |
2,7 |
350,2 |
3,1 |
460,3 |
1 |
зерно |
2,5 |
345 |
2,7 |
621,5 |
1 |
зерно |
2,7 |
452 |
3,4 |
440,2 |
2 |
картофель |
562 |
987 |
434,5 |
1162,1 |
2 |
картофель |
725 |
987 |
910,5 |
1034,2 |
2 |
картофель |
1987 |
897 |
2726,6 |
988,3 |
итого |
итого |
итого |
|||||||||||||||
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Вариант 6 |
|||||||||||||||
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
||||||
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
||||||
1 |
зерно |
6900 |
54,39 |
8000 |
52,3 |
1 |
зерно |
4600 |
56,14 |
1300 |
48 |
1 |
зерно |
1800 |
30,18 |
5000 |
47,6 |
2 |
картофель |
243950 |
62,64 |
238000 |
95 |
2 |
картофель |
580070 |
77,52 |
490000 |
85 |
2 |
картофель |
397000 |
60,18 |
270000 |
56,9 |
итого |
итого |
итого |
|||||||||||||||
Вариант 7 |
Вариант 8 |
Вариант 9 |
|||||||||||||||
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
||||||
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
||||||
1 |
зерно |
5400 |
64,57 |
8000 |
67,2 |
1 |
зерно |
3100 |
48,92 |
120000 |
48,4 |
1 |
зерно |
1300 |
56,08 |
1300 |
46,7 |
2 |
картофель |
235580 |
72,88 |
260000 |
76,5 |
2 |
картофель |
176500 |
73 |
307000 |
123,5 |
2 |
картофель |
745000 |
80,59 |
138570 |
106,6 |
итого |
итого |
итого |
|||||||||||||||
Вариант 10 |
|||||||||||||||||
№ п/п |
наименование продукции |
базисный год |
текущий год |
||||||||||||||
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
количество реализоанной продукции, ц |
цена реализации 1 ц., руб |
Определить: общий индекс физического объема продукции; индекс стоимостного объема продукции (товарооборота). Показать взаимосвязь между индексами. Сделать краткие экономические выводы. |
|||||||||||||
1 |
зерно |
1400 |
57,83 |
4000 |
38,5 |
||||||||||||
2 |
картофель |
520000 |
72,29 |
166300 |
118,1 |
||||||||||||
итого |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Законодательные и нормативные акты:
1. ФЗ от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 19 октября 2011 г., 16 октября 2012 г.)
2. ГОСТ Р 50779.10 – 2000 (ИСО 3534.-93) Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 50779.21-96. Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным. Ч.1. Нормальное распределение.
Основная:
1. Статистика: учебник для бакалавров / Л. И. Ниворожкина и др.; под ред. Л. И. Ниворожкиной – М.: «Дашков и К», 2010. – 416 с.
Дополнительная:
1. Афанасьев В. Н., Маркова А. И. Статистика сельского хозяйства. Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 2002.
2. Горемыкина Т. К. Общая теория статистики: Учебное пособие. М., МГИУ, 2005.
3. Елисеева И. И. Общая теория статистики. Учебник. М., «Финансы и статистика», 2005.
4. Ефимова М. Р., Ганченко О. И. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 2005.
5. Спирин А. А., Башина О. Э. Общая теория статистики. –М.: «Финансы и статистика», 1995.
6. Шмойлова Р. А. Теория статистики. Учебник. –М.: «Финансы и статистика», 2000.
7. Шмойлова Р. А. и др. Практикум по теории статистики: Учебное пособие. М., «Финансы и статистика», 2005.
8. Практикум по статистике. Под ред. А. П.Зинченко. М., «КолосС», 2003.
9. Статистический словарь. М., «Финансы и статистика», 1989.
10.Статистика. Учебник для среднего профессионального образования. Под ред. В. С. Мхитаряна. М., «Академия», 2003.
11.Теория статистики: Учебник. Под ред. Г. Л.Громыко. М., «ИНФРА-М», 2005.
Приложение
Распределение номера варианта по начальной букве фамилии студента
к заданию 3.4
1 – А; Л; Х
2 – Б; М; Ц
3 – В; Н; Ч
4 – Г; О; Ш
5 – Д; П; Щ
6 – Е; Р; Э
7 – Ж; С; Ю
8 – З; Т; Я
9 – И; У
10 – К; Ф