Pascal основные понятия
PASCAL
Это язык был предложен в 1970 г. профессором Николаусом Виртом из Цюриха (Швейцария). Он был назван в честь известного математика Блеза Паскаля, который изобрел один из первых калькуляторов.
АЛФАВИТ ЯЗЫКА
В языке содержится много служебных слов, которые запрещается использовать для иных целей. Текст программы записывается с помощью символов из алфавита языка, который включает и себя:
— русские и латинские заглавные и прописные буквы;
— десятичные цифры 0 – 9;
— специальные символы + — * .: = < > . , ( ) [ ] { }
— служебные слова (используются для обозначения операторов):
program THEN ELSE FOR TO IF
REPEAT WHILE BEGIN END OF DO
— стандартные имена – это имена математических функций, типов данных, константы и др.
SIN COS real true false
Фигурные скобки используются для комментариев.
Комментарии – это текстовая информация являющаяся пояснением к выполняемым командам программы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЗЫКА
ОПЕРАТОРЫ
Каждая~ команда называется оператором, и весь процесс описывается последовательностью операторов, начинающихся словом BEGIN (начало) и завершается словом END (конец). Выполняя операторы один за другим, процессор производит нужные вычисления.
Операторы можно разделить на две группы:
1. Основные операторы:
— присваивания;
— процедуры перехода;
— пустой оператор;
— ввода-вывода.
2. Производные операторы:
— составной оператор;
— выбирающий;
— цикла;
— присоединения
Все операторы выполняются в порядке их следования и отделяются друг от друга «;». Естественный порядок выполнения операторов может быть нарушен оператором перехода.
ИМЕНА И ИДЕНТИФИКАТОРЫ
Идентификатор – имя, свободно избираемое программистом для элементов программы (процедур, функций, констант, переменных и типов данных). Следует придерживаться следующих правил:
1. Идентификатор (имя) должен начинаться см с буквы, за которой может следовать цифра или буква.
2. Имя может быть произвольной длины, но сравнение их между собой производится по первым 63 символам.
3. Имена не должны иметь пробелы и переноситься на другую строку.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Любая программа на языке Паскаль состоит из заголовка и 2-х частей:
— описательной, где определяются данные, которые будут использоваться в программе;
— исполнительной, из операторов, которые задают действия выполняемые над данными.
· Заголовок программы начинается словом PROGRAM (имя); (имя) – имя программы, которое выбирается самим программистом.
· Раздел описания данных:
— описание меток Label <метка>;
— описание констант constant < >;
— описание, типов type < >;
— описание переменных VAR;
— описание процедур и функций/
· Исполнительны часть программы заключается в операторные скобки, т. е. начинается ключевым словом BEGIN и заканчивается словом END. (ставится точка). В программу могут быть включены невыполняемые комментарии.
Пробелы в программе не влияют на ее выполнение. Текст программы для удобного чтения следует структурировать, т. е.
BEGIN
BEGIN
BEGIN смещать относительно друг друга
END
END
END.
ОПИСАНИЕ ДАННЫХ
Все идентификаторы используемые в программе должны быть описаны и определены.
Определения констант и переменных называются глобальными если они расположены за заголовком программы, т. е. раньше любого выполняемого оператора.
Описания констант и переменных внутри блоков называются локальными.
Используется 5 типов описаний, каждый из которых предназначен для определенных целей и стоит на определенном месте:
Label, const, type, var, procedure
ОПИСАНИЕ МЕТОК
В программе могут встречаться операторы с меткой (цифрой) на которую можно ссылаться. Все эти метки должны быть описаны в разделе описания меток:
Label <номер строки>;
ОПИСАНИЕ КОНСТАНТ
Постоянные числа, используемые в программе, могут быть определены в разделе описания констант.
Const 3.14 вещественные
4.ОЕ-3 REAL.
TRUE логические BOOLEAN
A символьные СНАR
12 целочисленные INTEGER
BOR строковые STRING
Язык содержит идентификаторов встроенной константы МАXINТ – значение которой есть наибольшее целое значение допустимое для данной ЭВМ. Диапазон изменения целых чисел – 327б8 — +32767, т. е. наибольшее отрицательное по абсолютной величине число – МАXINТ, наибольшее положительное число + МАXINТ. Для определения значения МАXINТ достаточно выполнить программу.
Program
begin
Writeln (МАXINТ)
end.
ОПИСАНИЕ ТИПОВ
Для определения новых типов данных ~кроме встроенных integer, геа1) используется определение типа type, т. е. программист может сам определить некоторый тип данных, перечислив те значения, которые будут принимать переменные этого типа и указав его имя, например.
Туре
Цвет = (красный, зеленый, синий);
День – (понед, вторн, среда);
Имена значений перечисленные в описании типа, являются константами этого типа. Эти переменные должны быть описаны в разделе описания переменных.
VAR
Раствор: цвет;
Если в программе не требуется создание новых типов, то описание ТУРЕ отсутствует.
ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ
Каждая переменная, используемая в программе должны быть определена в разделе VAR.