Основные направления специальной таможенной статистики
В целях распределения данных ТС ВТ РФ по субъектам РФ используется код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (далее — ОКАТО) участника ВЭД, совершавшего таможенные операции с товарами, соответствующий коду ОКАТО субъекта Российской Федерации, где зарегистрирован данный участник ВЭД.
При экспортных поставках формирование данных по субъекту Российской Федерации осуществляется по коду ОКАТО места нахождения отправителя/экспортера товаров (графа 2 ДТ), при импортных — по коду ОКАТО места нахождения получателя товаров (графа 8 ДТ).
Код ОКАТО отправителя/экспортера или получателя товаров определяется на основе его регистрационных кодов (ОГРН, ИНН, КПП), указанных в ДТ.
Если в качестве отправителя/экспортера (при экспорте) и получателя товара (при импорте) указано иностранное лицо (отсутствуют регистрационные коды ОГРН, ИНН, КПП лица, заполнены его наименование и адрес местонахождения) либо указанные графы ДТ не заполнены — код ОКАТО определяется по регистрационным кодам лица, ответственного за финансовое урегулирование.
В случаях, когда:
— регистрационные коды лица, ответственного за финансовое урегулирование, не заполнены (или по ним невозможно определить код ОКАТО) либо сама графа ДТ не заполнена — код ОКАТО лица (российского либо иностранного) определяется по регистрационным кодам декларанта;
— регистрационные коды декларанта не заполнены (или по ним невозможно определить код ОКАТО) либо сама графа ДТ не заполнена — определяется по коду ОКАТО таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ.
Показатели, характеризующие ТС ВТ РФ по субъектам РФ, группируются по субъектам РФ и федеральным округам в соответствии с административно-территориальным делением РФ.
24. Методологические и организационные особенности статистического учета внешней торговли энергоносителями.
25. Основные направления специальной таможенной статистики, ее организация и нормативная база.
Статья 48 ТК ТС. Специальная таможенная статистика
1. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза.
2. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
Статья 103 ФЗ 311. Специальная таможенная статистика
1. В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
2. В целях обеспечения решения задач, возложенных на Правительство Российской Федерации и иные государственные органы, таможенными органами осуществляются сбор, обработка и передача сведений, перечень и периодичность представления которых определяются Правительством Российской Федерации.
ПРИКАЗ ФТС России от 10 августа 2010 г. № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики». Специальная таможенная статистика представляет собой сов-ть систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов РФ, предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли РФ, а также взаимной торговли РФ и др. государств-членов ТС.
Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.
Правовой основой ведения СТС являются ТК ТС, правовые акты ФТС России и др. ФОИВ, устанавливающие формы статистической отчетности по различным направлениям деятельности таможенных органов (далее — формы).
Объектом учета специальной таможенной статистики являются сведения о различных направлениях деятельности таможенных органов, к ним относятся: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости; валютный контроль; СУР; таможенные процедуры; оперативно-розыскная деятельность; борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере; профессиональная подготовка должностных лиц; технические средства таможенного контроля; другие направления деятельности.
Порядок ведения специальной таможенной статистики регулирует вопросы сбора, формирования и представления данных СТС структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами для осуществления следующих мероприятий:
— анализа сведений специальной таможенной статистики для организации надлежащего управления деятельностью таможенных органов, определения стратегии их деятельности;
— определения направления дальнейшего совершенствования и выявления примеров успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующих распространения на практику работы всей таможенной службы.
Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей, под которыми понимаются:
— усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций;
— повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;
— усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
— оптимизация структуры таможенных органов;
— корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц;
— другие цели.
Таможенные органы представляют данные СТС в структурные подразделения ФТС России в сроки, утвержденные правовым актом, устанавливающим формы. Указанные сведения направляются с использованием факсимильной, почтовой связи (бумажные и магнитные носители информации), так и электронным способом с использованием информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации.
Структурные подразделения ФТС России формируют сводные данные специальной таможенной статистики и представляют их руководству ФТС России, другим структурным подразделениям ФТС России, а также иным федеральным органам исполнительной власти в целях исполнения единовременных (разовых) запросов либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26. Цель, задачи и объекты изучения статистики таможенных платежей.
Целью изучения явл-ся ход выполнения и результаты финансовой деят-ти возложенной на там. органы.
Стат. там. иных платежей призвана служить объективной основой планирования отчислений в бюджет, определения возможных резервов его пополнения.
Стат. там. платежей служит также основой дря разработки политики внешнеторгового регулирования.
Основ. задачей стат. там плат. явл:
-получение объективной информации о начислении и уплате там. пошлин, налогов, сборов участниками внешнеэконом. дея-ти за опред. период времени.
-анализ соотношения начисл-х взысканий и перечисленных в доход фед. бюджета сумм там. платежей по видам платежей в тогргов. и неторговом обороте
-анализ доли там. платежей в доходной части бюдж. старны и тенденций ее изменений
-разработка сис-мы показателей позволяющей обьективно оценить результаты и эф-ть работы там. органов по взиманию там. платежей.
-обеспечение органов гос-ого управления инф-ей о поступлении там. платежей в фед. бюджет и о возможных резервах пополнения фед. бюджета.
Объектом изучения стат. там. плат. явл-ся все платежи, налоги, сборы, взимание которых возможно на ТО.
27. Правовая база и первичные документы статистики таможенных платежей.
Правовую основу статистики таможенных платежей составляют Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Отчетность по статистике таможенных платежей регламентируется ежегодным приказом ГТК РФ.
Информационная база — первичные документы:
1. ГТД,
2. платежные документы (платежные поручения);
3. документы контроля;
4. информация банка (выписки и платежные документы из банка, где открыт счет таможни).
ГТД — комплексная информационная база для статистики ТП. ГТД — сложный учетно-статистический документ, отражающий в своих графах детали проводимой внешнеторговой операции. Графы ГТД — учетные регистры, содержащие различную статистическую информацию. Специальные графы касаются таможенных платежей.
Гр. 47 "Исчисление там пошлин и сборов" — это спец таблица, которая показывает начисление там платежей. Состоит из 5-ти столбцов: "вид" (указывается двухзначный цифровой код ТП; "основа начисления"; "ставка" — размер ставки платежа; "сумма" — причитающая к уплате сумма; "СП" — способ платежа, у/н, либо отсрочка, рассрочка). Информация 47 гр. Позволяет вести статистику ТП в части начисленных денежных сумм. Группируя совокупность ГТД в массивы по временным периодам можно исследовать динамику начисленных ТП, их структуру, выявить номенклатуру товаров приоритетных для обложения ТП
28. Система первичных показателей и признаков, учет и формы статистической отчетности по статистике таможенных платежей.
Для получения целостной статистической характеристики таможенных платежей применяют систему статистических показателей. Основными показателями являются:
— сумма начисленных платежей;
— сумма взысканных платежей;
— сумма поступивших платежей.
Дополнительными показателями являются:
— сумма платежей, по которым предоставлены отсрочки;
— суммы платежей, по которым предоставлены льготы;
— суммы авансовых платежей.
Качественное содержание перечисленных показателей статистики таможенных платежей определяют следующие признаки:
— виды таможенных платежей;
— наименование и коды таможенных органов;
— наименование и коды товаров и транспортных средств;
— участники ВЭД (юридические лица);