Методика изучения табличного умножения и деления
3. Методика изучения табличного умножения и деления
Изучение таблицы умножения и деления является центральной задачей обучения математике во 2 и 3 классе. Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть. Умножение с числом нуль, с числами 1 и 10 относятся к особым случаям.
К табличному умножению относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых).
1. Умножение двух — первый этап в рассмотрении табличных случаев умножения.
Результат 2х2 = □ находят действием сложения, помня, что умножение — это сумма одинаковых слагаемых. Поэтому, 2 + 2 = 4. Следовательно, 22 = 4.
Аналогично:
= 6, 2 + 2 + 2 = 6,
2 + 2 + 2 + 2 = 8,
2 + 2+ 2 + 2 + 2 = 10,
Для остальных случаев используется предыдущий результат:
, 10 + 2 = 12, следовательно, ,
, 25 = 10, 10 + 4 = 14, следовательно, 2 7 = 14.
2. Умножение на число 2 (таблица составляется на основе переместительного свойства умножения):
2 х 2 = 4 2 х 3 = 6 2 х 4 = 8 ………. |
3 х 2 = 6 4 х 2 = 8 ……… |
3. Табличное деление рассматривается на основе взаимосвязи умножения и деления следующим образом:
если 3 2 = 6, то 6:2=3 и 6 : 3 = 2.
Решение записывают столбиком:
7 2 = 14; 6 2 = 12;
14:2 = 7; 12 : 2 = 6;
14 : 7 = 2. 12 : 6 = 2.
Таким образом, приходим к таблицам умножение числа 2 и умножение на число 2. Затем на основе связи между умножением и делением находятся соответствующие случаи деления:
2 х 2 = 4 2 х 3 = 6 2 х 4 = 8 2 х 5 = 10 2 х 6 = 12 2 х 7 = 14 2 х 8 = 16 2 х 9 = 18 |
3 х 2 = 6 4 х 2 = 8 5 х 2 = 10 6 х 2 = 12 7 х 2 = 14 8 х 2 = 16 9 х 2 = 18 |
4 : 2 = 2 6 : 2 = 3 8 : 2 = 4 10 : 2 = 5 12 : 2 = 6 14 : 2 = 7 16 : 2 = 8 18 : 2 = 9 |
6 : 3 = 2 8 : 4 = 2 10 : 5 = 2 12 : 6 = 2 14 : 7 = 2 16 : 8 = 2 18 : 9 = 2 |
Таблица умножения каждого числа начинается с умножения этого числа на число, равное ему. Так, таблица умножения числа 4 начинается с умножения 4 х 4, потому что предыдущие случаи 4 х 2 и 4 х 3 уже усвоены, когда изучались таблицы умножения чисел 2 и 3.
Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления доводится до автоматизма.
4. Умножение и деление с 0 и 1
Случаи умножения и деления с 0 и 1 считаются особыми и рассматриваются отдельно от табличных случаев умножения и деления, поскольку они не могут быть разъяснены с общих позиций смысла действий умножения и деления.
Умножение единицы на любое число рассматривается на основе определения умножения как суммы одинаковых слагаемых. Например, 1×5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5. Этот случай не вызывает трудностей.
Умножение любого числа на 1 , умножение любого числа на нуль вводится как особый, его нельзя ввести на основе определения умножения. Поскольку фраза: «повторяем слагаемым 1 раз» или « повторяем слагаемые 0 раз» не имеет смысла, на общее определение в этом случае не ссылаются, а просто вводят эти случаи по соглашению, т. е. сообщают детям, что при умножении любого числа на 1 получаем то же число; при умножении любого числа на нуль, получаем в произведении нуль.
В программах Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истоминой эти случаи вводятся на основе переместительного свойства умножения.
Деление на единицу рассматривается на основе связи между умножением и делением. Например, 3:1=3, так 1х 3 = 3. В общем виде закономерность оформляется в буквенном виде: а : 1 = а, так как 1 х а = а (при делении числа на 1, получается то же самое число).
Случай вида а : а = 1, если а ≠ 0, вводится также на основе связи деления с умножением (при делении числа на то же самое число в частном получается 1).
Например, 7:7 = 1, так как 1×7 = 7.
Деление нуля на любое число рассматривается на основе связи деления с умножением.
Например, 0:3 = 0, так как 0 х 3 = 0. В общем виде закономерность оформляется в буквенном виде: 0:b = 0 (при делении нуля на любое число, отличное от нуля, а частном получается нуль).
Невозможность деления на нуль может быть обоснована ссылкой на связь умножения с делением примерно так: «Если бы мы захотели решить пример типа: 6 : 0, то нужно было бы подобрать такое число в частном, при умно женим которого на нуль получилось бы 6. Но при умножении любого числа на нуль — всегда получается нуль. Значит, найти такого числа нельзя. Следовательно, и делить на нуль нельзя».
5. Методика изучения внетабличных случаев умножения
и деления в пределах 100
К внетабличному умножению и соответствующим случаям деления относят случаи, выходящие за пределы умножения однозначных чисел, результаты которых не превышают 100. Это случаи вида: 20 х 4, 23 х 4, 17 х 5.
К внетабличным случаям деления относятся случаи вида: 80 : 2, 69 : 3, 92 : 4, 80: 20, 60 : 15 и другие. Изучение внетабличных случаев вводится по следующему плану:
1. Свойство умножения числа на сумму и суммы на число;
В подготовительный период учащиеся знакомятся со свойством умножения числа на сумму, которое выполняется двумя способами:
1) 5 х (4 + 2) = 5 х 4 + 5 х 2 = 20 + 10 = 30;
2) 5 х (4 + 2) = 5 х 6 = 30.
Учащиеся, анализируя запись, поясняют каждый способ умножения числа на сумму. Для закрепления данного свойства решается достаточное количество примеров и задач (двумя способами) с пояснением и без пояснения.
2. Умножение и деление чисел оканчивающихся нулем.
Вычислительный приём в данном случае сводится к умножению и делению однозначных чисел, выражающих число десятков в заданных числах.
20 х 4 =… 2 дес. х 4 = 8 дес. 20 х 4= 80 |
4 х 20 =… 20 х 4= 80 4 х 20 = 80 |
60 : 2 =… 6 дес. : 2 = 3 дес. 60: 2 = 30 |
Для случаев вида 40 : 20 рассматриваются два способа вычислений: тот, что использовался в предыдущих случаях, и способ подбора частного.
40:20 =… 4 дес. : 2 дес. = 2 40 : 20 = 2 |
40:20 =… 20 х 2 = 40 40 : 20 = 2 |
В первом случае использовался прием представления двузначных десятков в виде разрядных единиц, что сводит рассматриваемый случай к табличному (4:2). Во втором случае цифра частного находится подбором и проверяется умножением.
3. Умножение двузначного числа на однозначное и умножение однозначного на двузначное, на основе правила умножения суммы на число (дистрибутивный закон умножения относительно сложения);
Внетабличные случаи умножения и деления рассматриваются в такой последовательности:
1) умножение двузначного числа на однозначное. Например, 24 х 3.
Учащиеся отыскивают способ умножения самостоятельно на основе наблюдений записи, данной в учебнике, и выполнении соответствующих примеров по аналогии: 24 х 3 = (20 + 4) х 3 = 20 х 3 + 4 х 3 = 60 + 12 = 72.
В основе вычислительного приема лежат следующие теоретические знания:
• представление числа (множимого) в виде суммы разрядных слагаемых;
• умножение суммы на число (дистрибутивный закон умножения относительно сложения);
• умножение чисел, оканчивающихся нулями;
• табличные случаи умножения;
• поразрядное сложение чисел.
2) умножение однозначного числа на двузначное.
В случае умножения вида 3х24 сначала применяются перестановка множителей, а затем та же схема умножения, что описана выше.
4. Свойство деления суммы на число, деление двузначного числа на однозначное;
По аналогичному алгоритму рассматриваются примеры вида: 46 : 2; 50: 2; 76 : 2.
Различие состоит лишь в представлении делимого в виде суммы разрядных или удобных слагаемых.
46 : 2 = (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23.
50 : 2 = (40 + 10) : 2 = 40 : 2 + 10 : 2 = 20 + 5 = 25.
76 : 2 = (60 + 16) : 2 = 60 : 2 + 16 : 2 = 30 + 8 = 38
Рассматриваются случаи деления 96 : 6, 84 :6, 72 : 6, когда разрядные слагаемые не делятся на данное число.
Например, 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4= 14.
При решении таких примеров используются следующие теоретические положения:
· представление делимого в виде удобных слагаемых, одно из которых содержит круглое число десятков, делящихся на делитель, другое слагаемое делится на делитель на основе знания табличных случаев;
· деление суммы на число (распределительное свойство деления относительно сложения); — деление круглых чисел;
· знание табличных случаев;
· знание десятичной записи числа.
5. Деление двузначного числа на двузначное (методом подбора на основе связи умножения и деления);
Деление двузначного числа на двузначное рассматривается на основе метода подбора, например, 87 : 29.
Учащиеся рассуждают: «Надо подобрать такое число в частном, которое, будучи умноженным на делитель, даст делимое.
Попробуем по 2, имеем: 29 • 2 = 58. Мало.
Попробуем по 3, имеем: 29 х 3 = 87. Значит, 87 : 29 = 3».
В программе «Гармония» Н. Б. Истоминой последовательность рассмотрения внетабличных случаев изменена, они не выделяются так четко, как в программе «Школа России», а рассматриваются в процессе практической деятельности.
В программе Л. Г. Петерсон внетабличные случаи умножения частично рассматриваются во 2 классе. Сначала и рассматривается умножение на 0 и на 1, а затем па основе переместительного свойства умножения делают заключение: если 0х 1 = 0, то 1 х 0 = 0.