Математические методы в психологии
1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК-Д) «Математические методы в психологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепредметных дисциплин и является обязательной для изучения. Предлагаемый курс разработан для студентов, обучающихся по специальности 030300 (020400) «Психология» очной и заочной форм обучения, как для самостоятельного изучения, так и в качестве дополнительного материала при подготовке к практическим занятиям, зачету.
УМК-Д содержит требования к обязательному минимуму содержания дисциплины; представлен объем дисциплины и разнообразные виды учебной работы; модульную программу дисциплины; технологическую карту дисциплины; диагностические средства контроля; контрольно-измерительные материалы; темы творческих работ; учебно-методические рекомендации для студентов; методические рекомендации для студентов; методические рекомендации для преподавателей.
УМК-Д позволит студентам спроектировать индивидуальную траекторию изучения учебного предмета «Математические методы в психологии», проявить самостоятельность и творческий подход, что позволит глубоко освоить сложный учебный предмет, сформировать научное мировоззрение и навыки научно-исследовательской деятельности развить необходимые для психолога способности и качества личности (широту и глубину ума, критичность мышления, эрудицию, профессиональную компетентность), оснастить студентов статистическим инструментарием, помогающим планировать экспериментальное исследование и проводить статистическую обработку полученных экспериментальных данных.
Разработка и использование УМК-Д будет способствовать более эффективному преподаванию учебного предмета на основе логичного и четкого планирования дисциплины, учета современных достижений и тенденций отечественной и зарубежной науки; организации эффективной обратной связи со студентами в процессе преподавания, стимулированию научно-познавательного интереса и творчества у студентов; самостоятельной работы, что будет способствовать профессиональному и личностному росту студентов как будущих специалистов.
Из истории психологии хорошо известно, что психофизика, экспериментальная психология начались с установления математических закономерностей. В настоящее время математические процедуры обязательно входят в такие разделы психологии, как психометрика, психодиагностика, психогенетика, дифференциальная психология и др. Главное отличие отраслей психологических знаний заключается в том, что их предмет исследования не только может быть описан, но и измерен. Возможность измерения того или иного психологического феномена, свойства, характеристики, черты и т. д. позволяет применить методы количественного анализа с соответствующими вычислительными процедурами.
Математическая статистика, являющаяся разделом математики, проникла в психологию естественным путем. Многие статистические процедуры достаточно просты и легко выполнимы. Знание основ данной дисциплины позволяют психологу доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов, строго обосновывать экспериментальные планы, обобщать данные эксперимента, находить зависимости между экспериментальными данными, строить статистические предсказания и многое другое.
Математическая статистика, являясь мощным инструментом обработки экспериментальных данных, способствует также становлению объективного мышления у исследователя.
УМК-Д включает в себя рабочую программу курса, используемую учебную и научную литературу, глоссарий, методические рекомендации для студентов и преподавателей, требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и контроль качества освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса факультета психологии, для преподавателей кафедр психологии и педагогики.
2. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Шифр по ГОС ВПО и номер по учебному плану |
Содержание курса |
Трудоемкость (общее кол-во часов в учебном плане; количество кредитов) |
ОПД. Ф.11 |
«Математические методы в психологии» |
Специалисты -120 час, 4 кредита |
ОПД. Ф.11 |
«Математические методы в психологии» |
Бакалавры -120 час, 4 кредита |
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1. Для специальности 030301 Психология (квалификация: психолог, преподаватель психологии)
Вид учебной деятельности |
Количество часов по формам обучения |
|
Очная |
Заочная |
|
Аудиторные занятия |
66 |
14 |
Лекции |
22 |
10 |
Практические занятия |
44 |
4 |
Самостоятельная работа студентов |
54 |
106 |
Всего часов |
120 |
120 |
Текущий контроль |
Контр. раб. |
Контр. раб. |
Рубежный контроль |
Контр. Раб. |
Контр. Раб. |
Промежуточный контроль |
Тест |
|
Виды итогового контроля |
Зачет – 4 семестр |
Зачет – 4 семестр |
3.2. Для специальности – 030300 Бакалавр психологии
Вид учебной деятельности |
Количество часов по формам обучения |
|
Очная |
Заочная |
|
Аудиторные занятия |
120 |
|
Лекции |
30 |
|
Практические занятия |
30 |
|
Самостоятельная работа студентов |
60 |
|
Всего часов |
120 |
|
Текущий контроль |
Контр. раб. |
|
Рубежный контроль |
Контр. Раб. |
|
Промежуточный контроль |
Тест |
|
Виды итогового контроля |
Зачет – 5 семестр |
4. Модульная программа дисциплины
4.1. Организационно – методический раздел
Место дисциплины. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 030300 (020400) – «Психология». Курс является логическим продолжением математической дисциплины “Высшая математика”, адаптированным к задачам психологического исследования. Программа тесно взаимосвязана и согласована с названным курсом и курсами “Экспериментальная психология” и “Психодиагностика”. Данная дисциплина предлагает студентам ознакомиться с математическим аппаратом по обработке экспериментов, выбором метода обработки, применением ряда статистических критериев, которые используются в психологии. В курсе изучаются основы статистического подхода, построение вариационных рядов и функций распределения, параметрические и непараметрические способы оценки достоверности различий между выборками, оценка корреляции и меры сходства.
Цели дисциплины: оснастить студентов статистическим инструментарием, помогающим планировать экспериментальное исследование и проводить статистическую обработку полученных экспериментальных данных.
Задачи курса:
— изучить основные статистические процедуры и способы их применения;
— привить студентам навыки самостоятельного проведения статистической обработки данных экспериментальных исследований;
— сформировать у студентов навыки заключать правильные психологические выводы на основе результатов статистического анализа;
— научить подготавливать данные для работы со статистическими пакетами на компьютере и интерпретировать результаты их работы.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Принцип научности, деятельностный подход, принцип интеграции содержания, принцип модульности, принцип укрупнения дидактических единиц.
Требования к уровню усвоения дисциплины:
В результате обучения по данной дисциплине студент должен:
— иметь представление об основных математических методах, применяемых при обработке измерительного материала в психологии;
— знать основные методы измерения в психологии, типы шкал, методы описательной и индуктивной статистики, о математическом планировании эксперимента, об основных параметрических и непараметрических критериях обработки психологических экспериментов, дисперсионном анализе, факторном анализе, основах корреляционного анализа и применении его в психологии;
— уметь анализировать и оценивать полученные в результате обработки данные; классифицировать задачи и определять методы обработки, формулировать гипотезы, находить эмпирическое значение критерия, использовать таблицы критических значений, пользоваться правилами принятия или отвержения гипотез, интерпретировать полученный результат;