Учебные материалы по математике | Краткий курс статистики | Matematiku5
Вузы по математике Готовые работы по математике Как писать работы по математике Примеры решения задач по математике Решить задачу по математике online

Краткий курс статистики


Статистика— общ-ая наука, к-ая изучает количественную сторону качественно опред-ых массовых соц-но-эк-их явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени. С-ка как наука исследует не отдельные факты, а массовые соц-но-эк-ие явления и процессы. Объект стат-ого исслед-ия в стат-ке называют стат-ой совокупностью. Стат-ая сов-сть-это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, опред-ой целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы стат. сов-сти хар-ся общими свойствами, именуемыми в статистике признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (качественные, описательные) и количественные. Количественные признаки можно разделить на дискретные (прерывные) и непрерывные. Единицы сов-сти наряду с общими для всех единиц признаками также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т. е. сущ-ет вариация признаков. Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики.

Предметом стат-ки выступают размеры и количественные соотношения соц-но-эк-их явлений, закономерности их связи и развития.

Количественную хар-ку статистики выражает через определенного рода числа, к-ые наз-ся стат. показателями. Стат. пок-ль отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.

Стат. закономерность — форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, поражающие события, не изменяются или изменяются незначительно.

Под стат. методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях соц-но-эк-их явлений.

Задачами стат-ки явл-ся изучение:

  Уровня и структуры массовых соц-но-эк-их явлений и процессов

  Взаимосвязей массовых соц-эк-их явлений и процессов

  Динамики массовых соц-эк явлений и процессов

2)

Статистическое наблюдение— явл-ся научной стадией любого стат исследования и представляет собой научно-организованную работу по сбору данных о явлениях и процессах общ-ой жизни.

Формы стат наблюдения:

1)Отчетность — организованная форма стат наблюдения присуще только гос. статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программы статистических работ. При такой форме сбора данных сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

2)Специально организованное наблюдение. Предполагает сбор сведений посредством переписи единовременных учетов и обследований.

3)Регистр — форма непрерывного стат. наблюдения за долговременными процессами имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное завершение. Осущ-ся на основе ведения стат регистров. В настоящее время создан Единый Государственный Регистр Предприятий и Организаций всех форм собственности (ЕГРПО)

Виды стат наблюдения:

1.По времени проведения:

1.1 наблюдение непрерывное

1.2 периодическое

1.3 единовременное

2. По степени охвата единиц наблюдения:

2.1сплошное — все единицы

2.2не сплошное — какая-то часть

а)выборочное наблюдение способом случайным

б)основного массива

в)монографическое наблюдение

3.По источникам сведений:

3.1 непосредственное (наблюдение за ценами)

3.2документарное

3.3 опрос

Основные способы опроса:

  экспедиционный ( наблюдение за ценами)

  анкетный

  само регистрация

  корреспондентский

3)

Программно-методологические вопросы стат наблюдения:

1.Конкретизация цели наблюдения

2.Определение объекта и единицы наблюдения. Объект наблюдения — совокупность соц-эк-их явлений и процессов которые подлежат исследованию. Чтобы определить объект наблюдения необходимо установить границы изучаемой совокупности, т. е. указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Для определения границ объектов обычно устанавливается ценз. Ценз — ограниченный признак, к-му должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Единица наблюдения – составной элемент объекта, является носителем признаков, подлежащих регистрации.

3.Разработка программ наблюдения. Программа наблюдения включает признаки подлежащие регистрации по каждой единице совокупности.

4.Разработка инструментария наблюдения, т. е. стат формуляров и инструкции по их заполнению.

Организационные работы стат наблюдения:

1.Определение субъекта наблюдения

2.Определение места и времени проведения наблюдения

3.Расстановка и подготовка кадров

4.Составление организационного плана наблюдения.

4)

Статистической таблицей наз-ся таблица, к-ая содержит сводную числовую хар-ку исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой эк-ого анализа. Виды таблиц по характеру подлежащего. Подлежащим статистической таблицы называется объект, к-ый в ней хар-ся цифрами. Это могут быть совокупности, отдельные единицы сов-сти в порядке их перечня или сгруппированные по одному или нескольким признакам территориальные единицы, временные периоды и т. д. Делятся на простые и сложные: групповые и комбинационные. Виды таблиц по характеру сказуемого. Система показателей, к-ыми хар-ся объект изучения. Делятся на простое и сложное. Правила построения стат. таблиц: 1. Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, к-ые непосредственно отражают исследуемое соц-но-эк-ое явление. 2. Заголовок таблицы и название граф и строк должны быть четкими, краткими, лаконичными. 3. Информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой. 4. В больших таблицах целесообразно оставлять двойной промежуток после каждых пяти строк для того, чтобы было удобнее читать и анализировать таблицу. 5. Если названия отдельных граф повторяются между собой, то необходимо присвоить общий объединяющий заголовок. 6. Графы и строки полезно нумеровать. 7. Взаимосвязанные данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления целесообразно располагать в соседних друг с другом графах. 8. Графы и строки должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. 9. Располагать в таблицах сопоставляемую в ходе анализа цифровую информацию лучше в одной и той же графе, одну под другой. 10. Для более удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует представлять в середине граф, одно под другим. 11. Числа целесообразнее по возможности округлять. 12. Отсутствие данных об анализируемом соц-но-эк-ом явлении может быть обусловлено различными причинами и по разному отмечаться в таблице. 13. В случае необходимости дополнительной информации- разъяснений к таблице – могут даваться примечания.

5)

Группировка — распределение единиц сов-сти по группам в соответствии со след. правилом: различие м/у единицами отнесенными к одной группе должны быть меньше, чем между единицами отнесенными к разным группам. Метод группировок основыв-ся на след. категориях:

1.Интервал группировки. Могут использ-ся интервалы закрытые и открытые. Закр. интервалы м. б. равные и неравные. Неравные интервалы м. б. прогрессивно возрастающими или убывающими в арифм-ой или геометр-ой прогрессии, специализированные, произвольные. Интервал-это значение варьирующего признака, лежащее в опред-ых границах. Нижней границей интервала наз-ся наименьшее знач-ие признака в интервале. Верхней границей –наиб-ее значение. Вел-на интервала представляет собой разность м/у верхней и нижней границами интервала. Если вариация признака проявляется в узких границах и распределение носит равномерный хар-р, то строят группировку с равными интервалами: h= R/n = xmax-xmin/n где x-значение признака в сов-сти, n — число групп, R-величина интервала. Если размах вариации в сов-сти велик и значения признака варьируются неравномерно, то необходимо использовать группировку с неравными интервалами. 2.Группировочный признак — по к-ому происходит объединение отдельных единиц сов-сти в однородные группы. Выбор основания группировки зависит от цели данной группировки и предварительного эк-ого анализа. Основанием группировки может служить как атрибутивный так и количественный признак. После того когда определено основание группировки, след-ет решить вопрос о кол-ве групп. Если группировка строится по атрибутивному признаку то групп будет столько сколько имеется градаций у этого признака. Если группировки проводятся по кол-ому признаку, то необходимо обратить внимание на степень колеблемости группировочного признака. Не должно допускаться выделение пустых групп. При определении оптимального числа групп используют формулу Стержесса:n=1+3.322*lgN где n-число групп, N-число единиц сов-сти

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

1.Выделение соц-но-эк-их типов явлений; 2Изучение структуры сов-сти и структурных изменений происходящих в ней 3.Выявление связи и зависимости между явлениями Исходя из целевого назначения различают след. виды: 1.Типологическая. Решает задачи выявления и хар-ки частных сов-стей; 2.Структурная. Хар-ет структуру однородной сов-сти по какому-либо одному признаку дает возможность описать строение типов, а также проанализировать структуру; 3.Аналитическая (факторная.) позволяет оценивать связи м/у взаимодействующими признаками. При этом один из признаков рассматривается как результат, а другой фактор. Особенностью 3 группировки явл-ся то что единицы формируются по факторному признаку, а каждая выделенная группа хар-ся средними значениями результативного признака. Также бывают:

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод