Учебные материалы по математике | Что такое информационная гипотеза | Matematiku5
Вузы по математике Готовые работы по математике Как писать работы по математике Примеры решения задач по математике Решить задачу по математике online

Что такое информационная гипотеза


Нужно иметь в виду, что математическая модель, как и всякая модель, огрубляет действительность, выделяя существенные факторы и основные зависимости. Соответственно, и получаемое решение учитывает только эти факторы и зависимости.

Определение 8. Информация, которой располагает ОС к моменту принятия решения, называется информационной гипотезой (ИГ).

Так, ОС может быть известно только множество значений неконтролируемых факторов. В общем случае ИГ сужает множество значений неконтролируемых факторов до некоторого подмножества * множества . Возможно, что к началу операции ОС становится известно, что неконтролируемый фактор примет конкретное значение . В этом случае множество * состоит из единственной точки .

Определение 9. Стратегиями ОС называются способы действия, соответствующие информационной гипотезе.

Определение 10. Стратегией-константой ОС называется любой элемент x из множества X.

Такие стратегии применяются, например, когда отсутствует какая-либо дополнительная информация о неконтролируемых факторах кроме самого множества .

Определение 11. Позиционной стратегией ОС является функция

, (2)

которая каждому значению неконтролируемых факторов из множества ставит в соответствие контролируемый фактор

.

Применение позиционной стратегии допустимо, когда ОС перед началом операции становится известно значение неконтролируемых факторов.

Рассмотрим следующий пример. Пусть фермер приехал на оптовый рынок с некоторым набором товаров. Операция состоит в продаже товаров с целью получения максимальной выручки. Контролируемые факторы – цены на свои товары (x – вектор цен). Неконтролируемые факторы – цены на аналогичные товары у конкурентов (y – вектор цен конкурентов).

Рассмотрим далее две из всех возможных ИГ:

1)  фермер не имеет информации о ценах конкурентов;

2)  фермер предполагает, что узнает цены на интересующие его товары.

В первом случае он выбирает стратегии-константы, независящие от неконтролируемых факторов. Во втором он определяет функцию , которая каждому значению цен конкурентов y ставить в соответствие свои цены . В этом случае его стратегии позиционные, то есть являются функциями от неконтролируемых факторов. Отметим, что среди всех функций вида (2) есть и функции константы

где xÎX одно и тоже для любых (y,z)ÎY´Z.

В общем случае ИГ сужает область значений неконтролируемых факторов. Так, например, могли быть известны только интервалы цен на аналогичные товары, а не сами цены.

Определение 12. Смешанной стратегией ОС является распределение вероятностей на множестве X стратегий-констант.

Другие смешанные стратегии здесь рассматриваться не будут. Если X={x1,…xn} – конечное множество, то смешанная стратегия есть вектор p=(p1,…, pn), где pi вероятность выбора стратегии xi, iÎ.Так как pi вероятности, то pi ³0, iÎ и

На множествах X, например отрезке, где невозможно задать вероятность выбора каждой стратегии х X, смешанная стратегия задается функцией распределения вероятностей. Например,

F(x) = O xa, F(x) =, F(x)=l xb

закон равномерного распределения на отрезке [a;b].

Итак, смешанная стратегия — это стратегия, которая строится ОС с привлечением механизма случайного выбора. Например, человек бросает монету, чтобы определить, каким видом транспорта (троллейбус или автобус) он поедет. В данном случае смешанная стратегия есть задание вероятности (по 0.5) на двух стратегиях-константах («поехать на троллейбусе», «поехать на автобусе»).

Применение смешанных стратегий при многократном повторении операции обосновывается двумя положениями, Во-первых, математическое ожидание выигрыша ОС будет не меньше, чем при использовании стратегий-констант, так как любую стратегию-константу можно представить смешанной стратегией, при которой вероятность выбора х равна 1, а вероятность выбора других стратегий х X равна нулю. Во-вторых, на множестве смешанных стратегий оптимальная стратегия существует чаще, чем на множестве стратегий-констант.

Стратегии, не являющиеся смешанными, будем называть чистыми, то есть в чистых стратегиях не участвует механизм случайного выбора. В частности, чистыми стратегиями являются стратегии-константы и позиционные стратегии. Смешанные стратегии, как и чистые, соответствуют ИГ операции.

Обычно применение смешанных стратегий ОС может быть реализовано, например в случае конечного числа стратегий, при многократном повторении операции в виде частоты выбора той или иной чистой стратегии. В этом случае частота выбора чистой стратегии заменяет вероятность выбора этой стратегии.

Пример 1. В течение одного месяца колхоз (далее ОС) может продавать на рынке коз и капусту. Для перевозки товара на рынок имеется один грузовик. В один рейс он может взять либо коз, либо капусту. Покупательский спрос ОС неизвестен, однако известно, что он может принимать только два значения: в первом случае требуется две козы и три тонны капусты; во втором случае – восемь коз и одна тонна капусты. У ОС имеются только две чистые стратегии: первая – везти коз, вторая – везти капусту. Прибыль ОС в условных денежных единицах в зависимости от выбранной стратегии и покупательского спроса представлена в матрице А, где первая и вторая строки соответствуют первой и второй стратегиям ОС, а первый и второй столбцы – первому и второму значениям покупательского спроса. Так, величина а12=2 есть прибыль ОС в случае применения им первой стратегии, т. е. везти коз, и при втором значении покупательского спроса. Примером смешанной стратегии ОС

будет следующая: р – вероятность того, что повезут капусту, а (1-р)- вероятность того, что повезут коз.

 

 

А=

Одним из способов реализации этой смешанной стратегии при р=3/4 в течение 28 дней может быть следующий: 21 день возят капусту и 7 дней возят коз.

Еще одним примером реализации смешанной стратегии является «интенсивность производства».

Пример 2. Оперирующая сторона (ОС) – руководство швейной фабрики решает зимой проблему: шить к лету длинные юбки (первая стратегия) или короткие (вторая стратегия). Если сошьют длинные юбки, и они будут модными, то прибыль составит 10 ед. Если сошьют длинные, а модными окажутся короткие юбки, то убытки составят 8 ед. Аналогично при выборе второй стратегии: мода на длинные юбки приведет к убытку в 9 ед., а мода на короткие приведет к прибыли в 15 ед. Как и в предыдущем примере, результаты деятельности могут быть представлены в виде матрицы

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020