Учебные материалы по математике | Алгоритмы. характеристика алгоритмов письменных вычислений | Matematiku5
Вузы по математике Готовые работы по математике Как писать работы по математике Примеры решения задач по математике Решить задачу по математике online

Алгоритмы. характеристика алгоритмов письменных вычислений


1.  Алгоритмы. Характеристика алгоритмов письменных вычислений.

Вычисления разбиваются на устные и письменные. Характеристика письменных вычислений:

1) промежуточные результаты записываются, поэтому появляется специальная форма записи: «в столбик» (для деления — «углом»);

2)  выполняются по определенному алгоритму;

3)  в своем составе содержат устные вычисления;

4)  начинают выполняться (кроме деления) с единиц низких разрядов.

Основное внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется введению и усвоению алгоритмов письменных вычислений.

Под алгоритмом в математике понимается «точное, понятное предписание о том, какие действия и в каком порядке надо выполнять, чтобы решить любую из данного класса однотипных задач (для которых этот алгоритм и предназначен)».

Свойства алгоритмов: детерминированность, дискретность, понятность, результативность, массовость.

Алгоритмы могут предназначаться как исполнителю-человеку, так и исполнителю — машине. Мы рассматриваем алгоритмы письменных вычислений, предназначенные для человека.

Известны различные способы записи алгоритмов: словесная запись, запись с помощью формулы, таблицы, на языке блок-схем, на алгоритмическом языке. Алгоритмы письменных вычислений могут быть записаны с помощью словесной записи или на языке блок-схем.

В зависимости от порядка выполнения действий различают следующие виды алгоритмических процессов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Замечание. Более подробно об алгоритмах читайте’. Л. П. Стойлова. Математика. — М.: 2002. — с.156 — 158.

Рассмотрим в качестве примера один из алгоритмов письменных вычислений: сложение двузначных чисел (в виде блок-схемы).

НАЧАЛО

— —

Задание: самостоятельно продолжите алгоритм.

Видим, что рассматриваемый нами алгоритм является разветвляющимся и циклическим (если в качестве цикла рассматривать сложение разрядных единиц).

Полная словесная формулировка даже для такого частного случая письменного сложения будет достаточно большой, поэтому часто предлагают краткую формулировку:

1)  складываю единицы

2)  складываю десятки

Сущность каждой операции объясняют устно.

Таким образом, алгоритмы письменных вычислений — сложные алгоритмы, состоящие из большого количества шагов, с учетом определенных условий. В то же время, цикличность алгоритмов несколько облегчает процесс их усвоения.

2.  Введение алгоритмов и формирование навыков письменных вычислений.

2(а) Одно из требований стандарта по математике для начальной школы — формирование у учащихся навыков письменных вычислений.

В начальных классах рассматриваются алгоритмы:

—  письменного сложения (со II концентра)

—  письменного вычитания (со II концентра)

—  письменного умножения (с III концентра)

—  письменного деления (с III концентра)

Таблица 1

Виды алгорнтмов письменного умножения__________________________

Умножение на

Умножение на многозначное число

однозначное число

Умножение на разрядное число

Умножение на двузначное число

Умножение на трехзначное число

Виды алгоритмов письменного деления

Таблица 2

Деление на

Деление на многозначное число

однозначное число

Деление на разрядное число*

Деление на двузначное число**

Деление на трехзначное число**

* может не выделяться как особый вид

** может рассматриваются совместно

Замечание: в каждом виде алгоритма особо выделяются т. к. частные случаи (как правило, это случаи с нулями).

Задание: самостоятельно подобрать числовые выражения для каждого вида алгоритмов, рассмотреть частные случаи.

Пример:

Умножение на трехзначное число Общий случай: 627×453

Частный случай: 627×403; 627×450: 602700×403; 62700×450; 627×8427.

2(6) В соответствии с теорией формирования вычислительных умений и навыков М. А. байтовой в методике формирования навыков письменных вычислений можно выделить 3 этапа: подготовка к введению алгоритма, введение алгоритма, усвоение алгоритма и формирование навыка.

Следует отметить, что этап «введения алгоритма» может быть представлен целой системой уроков, на которых рассматриваются отдельные частные алгоритмы и только в завершении всех этих уроков у учащихся формируется общий алгоритм.

Пример:

Рассмотрим порядок введения алгоритма деления на однозначное число.

III концентр

IV концентр

Деление

Деление,

Деление с

Деление с

Введение

Частный

Частный

разрядных

когда

допол н ител ь н ы м и

остатком

общего

случай

случай

единиц без

разрядные

шагами:

176|3

алгоритма

деления — с

деления — с

остатка 864 2

единицы не

нахождение

деления

нулями в

нулями в

Алгоритм:

делятся на

первого

2745|5

конце

середине

делю сотни

целое

неполного

делимого и

частного

делю

86113

делимого и

частного

21364|7

десятки

количества цифр

27500|5

делю

в частном 174)3

единицы

Рассмотри содержание и задачи каждого из этапов формирования навыков письменных вычислений. В качестве примера будем рассматривать алгоритм письменного умножения на разрядное число (83-70)

Iэтап: Подготовка к введению алгоритма __________________________________________________

Задачи, содержание, методика

Пример

На этом этапе:

А) усваиваются все действия (элементарные операции), из которых состоит алгоритм Б) усваивается теоретическая основа алгоритма

83-70 = 83-(7-10) = (83-7)-10 = 581-10 = 5810 А)операции

1)  70 = 7-10=> умение заменять разрядное число произведением однозначного числа и разрядной единицы.

2)  83- 7 = 581 => умение умножать на однозначное число (рассматривается как элементарное действие, доведенное до навыка).

3)  58110 = 5810 => умение увеличивать числа в 10. 100 раз.

Б) Т. О., сочетательное свойство умножения.

II этап: Знакомство с алгоритмом.

Задачи этапа: выделение всех операций (шагов, действий), из которых состоит алгоритм, введение способа записи, словесная формулировка шагов алгоритма (с соответствующими записями).

Выделяют следующую последовательность введения алгоритма (подэтапы):

а) целеполагание;

б) выделение операций (действий, шагов) в алгоритме.

Для этого обычно предлагается найти результат действия, опираясь на устный прием вычислений.

Пример.

Д: 83• 70 = 83■ (7-10) = (83-7)10 = 58110 = 5810 У: какие действия вы выполняли, чтобы решить пример?

Д: 70 = 7-10 83-7 = 581 581-10 = 5810 У: Какое свойство использовали?

Д: Сочетательное свойство умножения.

Введение письменного алгоритма:

—  запись

—  выполнение всех операций (шагов) из пункта б)

—  словесная формулировка алгоритма (с записью на доске, можно в виде блок-схемы)

Пример.

У: Можно ли

">

Д: Да, в Столбике.

У: * (возможные другие варианты)

Маша предложила такую запись: ^ х83

Миша: . Кто сумеет объяснить, как рассуждает каждый из них?

70

У: Кто может, опираясь на одну из записей, объяснить все шаги решения?

Д: 70 = 7-10 83 • 7 = 581 (письменно) 581-10 = 5810 У: Какой способ записи удобнее для таких выявлений?

Д:

У: Попробуйте вместе составить алгоритм умножения на разрядное число.

шаг: записываю второе число под первым гак, чтобы нуль остался «в стороне» (чтобы первая отличная от нуля цифра второго множителя оказалась под первой отличной от нуля цифрой первого множителя).

шаг: мысленно отбрасываем нули в конце второго множителя и перемножаем получившиеся числа.

шаг: к полученному произведению дописываем справа столько нулей, сколько их в конце второго множителя.

шаг: читаем ответ.

У: Посмотрите, как эти действия записала Маша:

Воспроизведите алгоритм.

Первичное закрепление. Решаются аналогичные примеры с комментированием.

IIIэтап: Усвоение алгоритма и формирование навыка.

—  идет свертывание проговаривалия

—  рассматриваются частные случаи

—  формируется контрольно-оценочная деятельность

—  реализуется индивидуально-дифференцированный подход

—  увеличивается самостоятельная деятельность детей

—  предлагаются различные виды творческих заданий, многоцелевых заданий

3.  Показатели сформированного вычислительного навыка: правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность, прогностичность.

Задание по лекции: Самостоятельно рассмотрите алгоритм письменного умножения на двузначное число.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020