Алгоритмы. характеристика алгоритмов письменных вычислений
1. Алгоритмы. Характеристика алгоритмов письменных вычислений.
Вычисления разбиваются на устные и письменные. Характеристика письменных вычислений:
1) промежуточные результаты записываются, поэтому появляется специальная форма записи: «в столбик» (для деления — «углом»);
2) выполняются по определенному алгоритму;
3) в своем составе содержат устные вычисления;
4) начинают выполняться (кроме деления) с единиц низких разрядов.
Основное внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется введению и усвоению алгоритмов письменных вычислений.
Под алгоритмом в математике понимается «точное, понятное предписание о том, какие действия и в каком порядке надо выполнять, чтобы решить любую из данного класса однотипных задач (для которых этот алгоритм и предназначен)».
Свойства алгоритмов: детерминированность, дискретность, понятность, результативность, массовость.
Алгоритмы могут предназначаться как исполнителю-человеку, так и исполнителю — машине. Мы рассматриваем алгоритмы письменных вычислений, предназначенные для человека.
Известны различные способы записи алгоритмов: словесная запись, запись с помощью формулы, таблицы, на языке блок-схем, на алгоритмическом языке. Алгоритмы письменных вычислений могут быть записаны с помощью словесной записи или на языке блок-схем.
В зависимости от порядка выполнения действий различают следующие виды алгоритмических процессов: линейные, разветвляющиеся, циклические.
Замечание. Более подробно об алгоритмах читайте’. Л. П. Стойлова. Математика. — М.: 2002. — с.156 — 158.
Рассмотрим в качестве примера один из алгоритмов письменных вычислений: сложение двузначных чисел (в виде блок-схемы).
НАЧАЛО — — |
Задание: самостоятельно продолжите алгоритм.
Видим, что рассматриваемый нами алгоритм является разветвляющимся и циклическим (если в качестве цикла рассматривать сложение разрядных единиц).
Полная словесная формулировка даже для такого частного случая письменного сложения будет достаточно большой, поэтому часто предлагают краткую формулировку:
1) складываю единицы
2) складываю десятки
Сущность каждой операции объясняют устно.
Таким образом, алгоритмы письменных вычислений — сложные алгоритмы, состоящие из большого количества шагов, с учетом определенных условий. В то же время, цикличность алгоритмов несколько облегчает процесс их усвоения.
2. Введение алгоритмов и формирование навыков письменных вычислений.
2(а) Одно из требований стандарта по математике для начальной школы — формирование у учащихся навыков письменных вычислений.
В начальных классах рассматриваются алгоритмы:
— письменного сложения (со II концентра)
— письменного вычитания (со II концентра)
— письменного умножения (с III концентра)
— письменного деления (с III концентра)
Таблица 1 Виды алгорнтмов письменного умножения__________________________
** может рассматриваются совместно Замечание: в каждом виде алгоритма особо выделяются т. к. частные случаи (как правило, это случаи с нулями). |
Задание: самостоятельно подобрать числовые выражения для каждого вида алгоритмов, рассмотреть частные случаи.
Пример:
Умножение на трехзначное число Общий случай: 627×453
Частный случай: 627×403; 627×450: 602700×403; 62700×450; 627×8427.
2(6) В соответствии с теорией формирования вычислительных умений и навыков М. А. байтовой в методике формирования навыков письменных вычислений можно выделить 3 этапа: подготовка к введению алгоритма, введение алгоритма, усвоение алгоритма и формирование навыка.
Следует отметить, что этап «введения алгоритма» может быть представлен целой системой уроков, на которых рассматриваются отдельные частные алгоритмы и только в завершении всех этих уроков у учащихся формируется общий алгоритм.
Пример:
Рассмотрим порядок введения алгоритма деления на однозначное число.
|
Рассмотри содержание и задачи каждого из этапов формирования навыков письменных вычислений. В качестве примера будем рассматривать алгоритм письменного умножения на разрядное число (83-70) Iэтап: Подготовка к введению алгоритма __________________________________________________
|
II этап: Знакомство с алгоритмом.
Задачи этапа: выделение всех операций (шагов, действий), из которых состоит алгоритм, введение способа записи, словесная формулировка шагов алгоритма (с соответствующими записями).
Выделяют следующую последовательность введения алгоритма (подэтапы):
а) целеполагание;
б) выделение операций (действий, шагов) в алгоритме.
Для этого обычно предлагается найти результат действия, опираясь на устный прием вычислений.
Пример.
Д: 83• 70 = 83■ (7-10) = (83-7)10 = 58110 = 5810 У: какие действия вы выполняли, чтобы решить пример?
Д: 70 = 7-10 83-7 = 581 581-10 = 5810 У: Какое свойство использовали?
Д: Сочетательное свойство умножения.
Введение письменного алгоритма:
— запись
— выполнение всех операций (шагов) из пункта б)
— словесная формулировка алгоритма (с записью на доске, можно в виде блок-схемы)
Пример.
У: Можно ли
">
Д: Да, в Столбике.
У: * (возможные другие варианты)
Маша предложила такую запись: ^ х83
Миша: . Кто сумеет объяснить, как рассуждает каждый из них?
70
У: Кто может, опираясь на одну из записей, объяснить все шаги решения?
Д: 70 = 7-10 83 • 7 = 581 (письменно) 581-10 = 5810 У: Какой способ записи удобнее для таких выявлений?
Д:
У: Попробуйте вместе составить алгоритм умножения на разрядное число.
1 шаг: записываю второе число под первым гак, чтобы нуль остался «в стороне» (чтобы первая отличная от нуля цифра второго множителя оказалась под первой отличной от нуля цифрой первого множителя).
2 шаг: мысленно отбрасываем нули в конце второго множителя и перемножаем получившиеся числа.
3 шаг: к полученному произведению дописываем справа столько нулей, сколько их в конце второго множителя.
4 шаг: читаем ответ.
У: Посмотрите, как эти действия записала Маша:
Воспроизведите алгоритм.
Первичное закрепление. Решаются аналогичные примеры с комментированием.
IIIэтап: Усвоение алгоритма и формирование навыка.
— идет свертывание проговаривалия
— рассматриваются частные случаи
— формируется контрольно-оценочная деятельность
— реализуется индивидуально-дифференцированный подход
— увеличивается самостоятельная деятельность детей
— предлагаются различные виды творческих заданий, многоцелевых заданий
3. Показатели сформированного вычислительного навыка: правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность, прогностичность.
Задание по лекции: Самостоятельно рассмотрите алгоритм письменного умножения на двузначное число.