Учебные материалы по математике | Математические методы в психологии | Matematiku5
Вузы по математике Готовые работы по математике Как писать работы по математике Примеры решения задач по математике Решить задачу по математике online

Математические методы в психологии


1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК-Д) «Математические методы в психологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепредметных дисциплин и является обязательной для изучения. Предлагаемый курс разработан для студентов, обучающихся по специальности 030300 (020400) «Психология» очной и заочной форм обучения, как для самостоятельного изучения, так и в качестве дополнительного материала при подготовке к практическим занятиям, зачету.

УМК-Д содержит требования к обязательному минимуму содержания дисциплины; представлен объем дисциплины и разнообразные виды учебной работы; модульную программу дисциплины; технологическую карту дисциплины; диагностические средства контроля; контрольно-измерительные материалы; темы творческих работ; учебно-методические рекомендации для студентов; методические рекомендации для студентов; методические рекомендации для преподавателей.

УМК-Д позволит студентам спроектировать индивидуальную траекторию изучения учебного предмета «Математические методы в психологии», проявить самостоятельность и творческий подход, что позволит глубоко освоить сложный учебный предмет, сформировать научное мировоззрение и навыки научно-исследовательской деятельности развить необходимые для психолога способности и качества личности (широту и глубину ума, критичность мышления, эрудицию, профессиональную компетентность), оснастить студентов статистическим инструментарием, помогающим планировать экспериментальное исследование и проводить статистическую обработку полученных экспериментальных данных.

Разработка и использование УМК-Д будет способствовать более эффективному преподаванию учебного предмета на основе логичного и четкого планирования дисциплины, учета современных достижений и тенденций отечественной и зарубежной науки; организации эффективной обратной связи со студентами в процессе преподавания, стимулированию научно-познавательного интереса и творчества у студентов; самостоятельной работы, что будет способствовать профессиональному и личностному росту студентов как будущих специалистов.

Из истории психологии хорошо известно, что психофизика, экспериментальная психология начались с установления математических закономерностей. В настоящее время математические процедуры обязательно входят в такие разделы психологии, как психометрика, психодиагностика, психогенетика, дифференциальная психология и др. Главное отличие отраслей психологических знаний заключается в том, что их предмет исследования не только может быть описан, но и измерен. Возможность измерения того или иного психологического феномена, свойства, характеристики, черты и т. д. позволяет применить методы количественного анализа с соответствующими вычислительными процедурами.

Математическая статистика, являющаяся разделом математики, проникла в психологию естественным путем. Многие статистические процедуры достаточно просты и легко выполнимы. Знание основ данной дисциплины позволяют психологу доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов, строго обосновывать экспериментальные планы, обобщать данные эксперимента, находить зависимости между экспериментальными данными, строить статистические предсказания и многое другое.

Математическая статистика, являясь мощным инструментом обработки экспериментальных данных, способствует также становлению объективного мышления у исследователя.

УМК-Д включает в себя рабочую программу курса, используемую учебную и научную литературу, глоссарий, методические рекомендации для студентов и преподавателей, требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и контроль качества освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 2 курса факультета психологии, для преподавателей кафедр психологии и педагогики.

2. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Шифр по ГОС ВПО и номер по учебному плану

Содержание курса

Трудоемкость (общее кол-во часов в учебном плане; количество кредитов)

ОПД. Ф.11

«Математические методы в психологии»

Специалисты -120 час, 4 кредита

ОПД. Ф.11

«Математические методы в психологии»

Бакалавры -120 час, 4 кредита

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Для специальности 030301 Психология (квалификация: психолог, преподаватель психологии)

Вид учебной деятельности

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Аудиторные занятия

66

14

Лекции

22

10

Практические занятия

44

4

Самостоятельная работа студентов

54

106

Всего часов

120

120

Текущий контроль

Контр. раб.

Контр. раб.

Рубежный контроль

Контр. Раб.

Контр. Раб.

Промежуточный контроль

Тест

Виды итогового контроля

Зачет – 4 семестр

Зачет – 4 семестр

3.2. Для специальности – 030300 Бакалавр психологии

Вид учебной деятельности

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Аудиторные занятия

120

Лекции

30

Практические занятия

30

Самостоятельная работа студентов

60

Всего часов

120

Текущий контроль

Контр. раб.

Рубежный контроль

Контр. Раб.

Промежуточный контроль

Тест

Виды итогового контроля

Зачет – 5 семестр

4. Модульная программа дисциплины

4.1. Организационно – методический раздел

Место дисциплины. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 030300 (020400) – «Психология». Курс является логическим продолжением математической дисциплины “Высшая математика”, адаптированным к задачам психологического исследования. Программа тесно взаимосвязана и согласована с названным курсом и курсами “Экспериментальная психология” и “Психодиагностика”. Данная дисциплина предлагает студентам ознакомиться с математическим аппаратом по обработке экспериментов, выбором метода обработки, применением ряда статистических критериев, которые используются в психологии. В курсе изучаются основы статистического подхода, построение вариационных рядов и функций распределения, параметрические и непараметрические способы оценки достоверности различий между выборками, оценка корреляции и меры сходства.

Цели дисциплины: оснастить студентов статистическим инструментарием, помогающим планировать экспериментальное исследование и проводить статистическую обработку полученных экспериментальных данных.

Задачи курса:

—  изучить основные статистические процедуры и способы их применения;

—  привить студентам навыки самостоятельного проведения статистической обработки данных экспериментальных исследований;

—  сформировать у студентов навыки заключать правильные психологические выводы на основе результатов статистического анализа;

—  научить подготавливать данные для работы со статистическими пакетами на компьютере и интерпретировать результаты их работы.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Принцип научности, деятельностный подход, принцип интеграции содержания, принцип модульности, принцип укрупнения дидактических единиц.

Требования к уровню усвоения дисциплины:

В результате обучения по данной дисциплине студент должен:

—  иметь представление об основных математических методах, применяемых при обработке измерительного материала в психологии;

—  знать основные методы измерения в психологии, типы шкал, методы описательной и индуктивной статистики, о математическом планировании эксперимента, об основных параметрических и непараметрических критериях обработки психологических экспериментов, дисперсионном анализе, факторном анализе, основах корреляционного анализа и применении его в психологии;

—  уметь анализировать и оценивать полученные в результате обработки данные; классифицировать задачи и определять методы обработки, формулировать гипотезы, находить эмпирическое значение критерия, использовать таблицы критических значений, пользоваться правилами принятия или отвержения гипотез, интерпретировать полученный результат;

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020